Гурома Виктория Алексеевна
Формирование педагогической готовности к развитию свободной игры в дошкольном детстве
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование педагогической готовности к развитию свободной игры в дошкольном детстве
[/b]
Аннотация: В статье представлены организационно-педагогические условия, способствующие повышению уровня готовности педагогов к организации игровой деятельности, отражающей развитие всех структурных компонентов готовности педагогов к педагогическому руководству игровой деятельности детей дошкольного возраста, на ряду с этим рассматривается роль и значение повышения уровня готовности к организации игровой деятельности в профессиональном развитии педагога.
Публикация «Формирование педагогической готовности к развитию свободной игры в дошкольном детстве» размещена в разделах
Ключевые слова: профессиональный стандарт, свободная игра, игровая деятельность, педагогическая готовность.
В профессиональном стандарте педагога дошкольного образования выделены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования. Одним из требований его является способность педагога уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей.
Понятие «готовность педагогов к организации игровой деятельности детей» многоаспектно и включает в себя как качества личности педагога, так и собственно его деятельность, выраженную в профессиональных умениях и навыках по руководству игровой деятельностью.
Проблема организации игровой деятельности имеет актуальность в современном образовательном пространстве в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, предопределяющих потребность переосмысления места и значения игры в дошкольном детстве. В соответствии с п. 1.1 федерального государственного образовательного стандарта, реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, с п. 4.6 ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться правилам и социальным нормам. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рекомендует использование игровых форм образовательной деятельности во всех областях образовательной программы. Это в свою очередь повышает значимость подготовки педагогов к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Формирование готовности педагогов дошкольного образования к решению задач руководства игровой деятельностью дошкольников, как интегрального показателя подготовки к деятельности, не может основываться на традиционном усвоении комплекса знаний по педагогической поддержке игры. При подготовке педагогов дошкольного образования следует учитывать полифункциональность деятельности в сфере дошкольного образования. Готовность педагогов к организации игровой деятельности рассматривалась в работах целого ряда исследователей: И. А. Комарова описывает содержание профессионально-игровой компетентности педагогов ДОО и использование игровой технологии профессиональной подготовки педагогов, И. П. Лотова представила модель формирования профессионально игровой компетентности будущих педагогов дошкольных организаций.
Условиями повышения уровня готовности педагогов к организации игровой деятельности детей выступают: разработка модели повышения уровня готовности педагогов к организации игровой деятельности, отражающей развитие всех структурных компонентов готовности педагогов к педагогическому руководству игровой деятельности детей дошкольного возраста; повышение готовности к организации игровой деятельности происходит через призму комплекса интерактивных форм работы с педагогами для формирования компонентов педагогического руководства игровой деятельности детей: мотивационной готовности (самоанализ, практикумы, мастер-классы, содержательно-операционной (семинары, педагогические студии, методические ринги, мастер-классы, педагогические гостиные и т. д., рефлексивной готовности (педагогические гостиные, круглые столы); диагностика уровня готовности педагогов к руководству игровой деятельности детей.
Компетентно выстроенная система интерактивных форм взаимодействия с воспитателями позволит сформировать готовность педагога к игровой деятельности детей.
Список литературы
1. Бабинова, Н. В. Методическая работа как средство повышения квалификации педагогов дошкольной образовательной организации [Текст] / Н. В. Бабинова // Дошкольное образование : опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. – № 2 (5). – С. 13–16.
2. Лотова, И. П. Модель формирования профессионально-игровой компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных организаций [Текст] / И. П. Лотова// Образование личности. – 2015. – №4. – С. 44-53.
3. Недвецкая, Т. М. Профессиональная игровая компетентность педагога как условие повышения качества дошкольного образования [Текст] / Т. М. Недвецкая, О. В. Леганькова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – №5. – С. 78-83.