Наталья Марченко
Отчёт по самообразованию «Формирование патриотических чувств у дошкольников»
▼ Скачать
Отчёт по самообразованию «Формирование патриотических чувств у дошкольников».
Подготовила:
Воспитатель 1 кв. категории
Марченко Н. Ю.
КУРСК 2022
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные задачи воспитания.
Публикация «Отчёт по самообразованию „Формирование патриотических чувств у дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Актуальность проблем, связанных с патриотическим воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Таким образом, патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
Свою работу разделила на 3 этапа.
Первым этапом мною была изучена методическая литература:
1. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
2. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
3. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека".
Для реализации этой темы, поставила цель: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников, сформировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Задачи:
Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту, а особое место я уделила художественному творчеству. Так как воспроизводя, какие-нибудь предметы или явления – в рисунках, в лепке или аппликации, фантазируя в сказках или изобретая книги, проигрывая ситуации, дети все больше узнают и закрепляют знания о нашей Родине, о людях, живущих на нашей планете, о родной семье или родном городе.
2 этап. Работа с детьми.
В первую очередь мы с детьми оформили патриотический уголок, в котором мы разместили символику нашей страны России и нашей малой Родины. С помощью этого уголка, воспитанники познакомились с традициями и обычаями русского народа.
Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, знать свой родной язык, историю и культуру страны.
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке –это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением.
Для этого с детьми были проведены циклы занятий:
- «Моя мама – лучшая на свете»;
- «Что умеет моя бабушка?»;
- «Главные праздники России».
Все это было так же подкреплено в изобразительной деятельности, совместно с детьми рисовали, лепили, делали аппликации.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Были проведены беседы «Мой дом - моя улица», «Герои и патриоты нашей Родины», «Ничто не забыто», «Слава воинам России» и т. д. Был проведен спортивный праздник ко Дню Защитников Отечества, дети отгадывали загадки про солдат и пап, читали вместе стихи про солдат и другую военную литературу, для пап были приготовлены подарки детьми группы, а так же была изготовлена стенгазета ко Дню Защитника Отечества «Мой папа (дедушка) служил в армии». Такая работа позволила детям закрепить знания о российских воинах, родах войск, воспитала уважение к воинам защитникам нашей родины.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение.
Постепенно дети познакомились с детским садом, своей улицей, поселком, а затем и страной, ее столицей и символами. Формирование патриотических чувств стало проходить эффективнее, когда мы установили тесную связь с семьями воспитанников. Я старалась подключить семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением. Всё это создало благоприятные условия для воспитания нравственных чувств у дошкольников.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, а особенно близких людей, конкретные факты из жизни членов семьи. Я старалась подобрать такой дидактический материал по патриотическому воспитанию, что бы детям были доступны такие понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству».
Основной формой работы являлся краткосрочный проект "Космос"
Дети закрепили знания о Солнечной системе, о знаменитых людях покоривших космическое пространство. Были проведены циклы занятий и бесед "Космос", "Солнечная система", "Почему бывает зима и лето", "Почему бывает день и ночь", "Метеориты", "Звездное небо", "Солнце - большая звезда", "Первые в космосе", "Как называется спутник Земли?", изготовили "Космический корабль", "Космодром", рисовали рисунки про космос, лепили космических пришельцев и т. д.
Результатом процесса самообразования являются пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.
К концу подготовительной группы дети узнали, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и так далее.
Посредством реализации вышеперечисленных мероприятий считаю, что поставленные в начале учебного года задачи выполнены.
Заложен фундамент
- по воспитанию у ребёнка любви привязанности к семье, близким людям, детскому саду, дому;
- по созданию эмоционально – благополучной атмосферы дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребёнок чувствует себя желанным и защищённым;
- для проявления сострадания, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, а также ко всему живому в природе;
- по созданию предметно – развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Родители активно вовлечены в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (согласно возрастной группе) ;
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.