Кузнецова Наталия
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 158»
г. Чебоксары
Кузнецова Наталия Анатольевна
Прежде чем давать знания, надо научить
думать, воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность и новых впечатлениях, новых знаниях. Эта потребность выделена и изучена в целом ряде исследований (Л. И. Божович, М. П. Денисова, М. И. Лисина, Н. Л. Фигурин, Н. М. Щелованов и др.). Л. И. Божович отмечает, что потребность в новых впечатлениях перерастает затем в познавательную потребность и в конечном итоге выступает как база для развития других потребностей ребенка. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Публикация «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В работах многих педагогов Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько говорится о необходимости приобщения дошкольников в исследовательскую деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаружить всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особую печать на все действия, входящие в поисковую деятельность, – они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробующий характер. Пробующие действия специфичны тем, что ребенок, производящий их, готов к любому самому неожиданному результату. Это делает его очень восприимчивым к самым разнообразным изменениям ситуации, которые вызывают его действия. Все эти особенности поисковой деятельности обусловливают эффективное познание ребенком многих доступных ему предметов и явлений. Поэтому детское экспериментирование как один из видов ориентировочно -исследовательской (поисковой) деятельности некоторые исследователи (Н. Н. Поддьяков) называют ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Истоки познавательно-исследовательской деятельности обнаруживаются в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с предметами и явлениями, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: почему? зачем? как устроен мир? для чего нужно бережно относиться к окружающему миру?
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами познания – средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Какими могут быть темы детских исследований? Все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы : фантастические, эмпирические, теоретические
В процессе детского экспериментирования дети учатся:
- видеть и выделять проблему;
- принимать и ставить цель;
- решать проблемы;
- анализировать объект или явление;
- выделять существенные признаки и связи;
- сопоставлять различные факты;
- выдвигать гипотезы, предположения;
- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
- осуществлять эксперимент;
- делать выводы;
- фиксировать этапы действий и результаты графически
СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Многим интересно фантазировать, придумывать что-то необычное. Но все дети с большой охотой проводят эмпирические исследования. Я считаю это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Да и мы все (педагоги) больше отдаем предпочтение эмпирическим темам, т. е. наблюдениям экспериментированию, ставим реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. Ребёнок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.
Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.
Экспериментальная деятельность ребенка, обеспечивает его развитие, возможна при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в фактически осуществляемый ребенком эксперимента.
Задачи познавательно-исследовательской деятельности :
• использовать познавательно-исследовательскую деятельность как стержнеобразующую для познавательного развития ребенка;
• обеспечить освоение дошкольниками основополагающих форм упорядочения опыта (причинно-следственные, пространственные и временные отношения) и переход от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами окружающего мира);
• стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, к словесному анализу-рассуждению;
• развивать познавательную инициативу дошкольников (любознательность, самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослым;
• расширять кругозор ребенка, выводя его за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу
Я считаю, что в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Знания дети получают не на специальных занятиях, а в повседневной жизни и через различные виды деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий. Для этого мы создаем условия.
Так, в нашем детском саду создана развивающая среда, способствующая познавательному развитию детей, которая создает оптимальные условия в группе для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений – это Зимний сад, мини - лаборатория «Хочу все знать».
Оборудование:
• Приборы – помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейка.
• Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы.
• Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.
• Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.
• Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т. д
• Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.
• Красители: гуашь, акварель и т. д.
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл, мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т. д.
• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т. д.
Компоненты естественнонаучной развивающей среды в ДОУ
Элементы развивающей
среды
Функциональная роль Формы и методы
работы Формирование экологической культуры
Огород исследовательская
Познавательная,
приобретение навыков трудовой деятельности Наблюдение за ростом растений, сравнение выращенных культур а парнике и на грядках Формирование доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми, экологически правильного отношения к природным явлениям и предметам
Уголок природы обучающая
познавательная
формирование познавательных качеств познавательные занятия
Рассматривание
климатических зон, муляжей, иллюстраций
беседы
дидактические игры
Мини лаборатория
«Хочу все знать» исследовательская
познавательная
приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп) исследовательская деятельность
обсуждение
беседы
Естественнонаучная
развивающая среда в группах познавательная
развитие воображения Игры
Тематические выставки
Чтение художественной и энциклопедической литературы
Но прежде чем создать лабораторию «Хочу все знать» и наполнить её предметами развивающей среды, необходимо было выявить сферу интересов в экспериментальной деятельности в предпочтениях детей, т. е. выяснить с какими предметами ребенку больше нравится оперировать, и что он с ним предпочитает делать.
В исследование принимали участие дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников и воспитатели группы.
Исследование состояло из нескольких этапов:
1 этап: изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей;
2 этап: изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе;
3 этап: исследование педагогической компетентности родителей в области развития детского экспериментирования.
На первом этапе я изучала место детского экспериментирования в предпочтениях детей и особенностей данной деятельности у дошкольников. Для этого использовалась методика «Выбор деятельности» Л. Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования, и метод экспертных оценок воспитателей, опирающийся на критерии выделенные Т. И. Чирковой.
Результаты выполнения методики «Выбор деятельности» (в баллах)
Выбор деятельности
1 2 3 4 5 6
Средне арифметическое 0,87 1,37 1,1 1,35 0,4 0,75
По итогам анализа результатов, изложенных в таблице, можно определить место детского экспериментирования в структуре детских предпочтений. Детское экспериментирование, как один из шести видов деятельности, находится на втором месте. Это свидетельствует о том, что эта деятельность очень привлекла детей. Возможно, это связано с тем, что детскому экспериментированию я стала уделять больше внимания.
На втором этапе исследования я изучала условия организации экспериментальной деятельности детей в группе. Для этого использовали методику Г. П. Тугушевой, А. Е. Чистяковой. Данная методика исследует сферу интересов в экспериментальной деятельности в предпочтениях детей.
По итогам исследования можно определить сферу интересов в экспериментальной деятельности детей. Все интересы в процессе осуществления экспериментальной деятельности оказалось связанной с выбором того или иного материала для осуществления деятельности экспериментирования и способов действия с ними. В связи с этим было выявлено 3 категории материалов экспериментальной деятельности по степени проявления к ним познавательного интереса воспитанников и активности экспериментирования с ним:
I группа материалов (среднее арифметическое от 6,1) : природный материал, красители: пищевые и непищевые, медицинские материалы. Оказалось, что дети предпочитают экспериментировать больше всего с природным материалом (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.).
II группа материалов (среднее арифметическое 5,7) : медицинские материалы
III группа материалов (среднее арифметическое 5,65) : приборы - помощники
На третьем этапе я исследовала педагогическую компетентность родителей в области диагностики и развития детского экспериментирования. Для этого проводилось анкетирование родителей. Целью данных анкет было: выявить отношение родителей к экспериментальной деятельности детей, изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ. Из результатов анкетирования видно, что родителей заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место. Преобладающими условиями для совместно детско-родительского экспериментирования они считают следующие: оказание помощи в чем-либо, поддержка. Но при этом родители говорили о своей занятости на работе, и что хватает времени на то, чтобы все убрать за ребенком.
Это позволило приступить к созданию условий, постановки цели и задач в развитии экспериментальной деятельности дошкольников, учитывая их уровень развития.
Условия для работы
- Огород;
- мини лаборатория «Хочу все знать»;
- перспективные планы;
- библиотека художественной и познавательной литературы для детей;
- энциклопедии;
- библиотека методической литературы для педагогов;
- ИКТ.
Проблема:
На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества.
Цель:
Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.
Задачи:
1. Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.
2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики.
3. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, закреплять культурно-гигиенические навыки.
Ожидаемый результат:
• Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.
• Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.
• Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.
Осознавая важность выбранной темы, мною была подобрана специальная литература и оборудование, организованы центр познавательной активности для детей, составлен перспективный план с отражением тем и содержанием познавательных занятий, а также модель организации образовательного процесса по экспериментальной деятельности с детьми, педагогами и родителями.
Модель организации образовательного процесса :
- Субъекты образовательного
процесса
-педагоги
-дети
-родители
Формы работы
- выступления на педсовете ;
- презентация;
- консультации;
- показ занятий; - занятия: фронтальные и подгрупповые, работа в микрогруппах;
- совместная деятельность детей и воспитателя;
- индивидуальная работа;
- - консультации;
- показ занятий;
Одной из тем экспериментальной деятельности было ознакомление детей со стеклом.
Мною был составлен и реализован проект «Удивительный мир стекла».
Цель проекта:
Сформировать определенную сумму естественно научных знаний о стекле и линзе через проведение экспериментальной деятельности.
Задачи проекта:
1. Научить детей узнавать предметы из стекла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет)
2. Дать информацию о применении стекла и линзы человеком.
3. Приобретение навыков работы с исследовательскими предметами (лупа, микроскоп)
4. Развивать у детей потребность в экспериментировании.
5. Учить устанавливать закономерности путем самостоятельных логических рассуждений
Реализация проекта
В моем исследовании принимали участие дети старшей группы. Исследование состояла из нескольких этапов.
На первом этапе происходило ознакомление с элементарными знаниями о стекле и линзе.
Чтобы выявить у детей имеющуюся базу знаний по данной теме, была проведена предварительная беседа. В ходе беседы я узнала, что у детей имеются элементарные знания о стекле, о том, где его можно встретить и как использовать. На вопросы о линзе, об образовании стекла и линзы их свойствах дети отвечать затруднялись.
На втором этапе исследования, мы систематизировали знания детей. В ходе бесед, чтения художественной литературе, просмотре слайдов, картин, фотографий дети познакомились с процессом образования стекла и линзы, свойствами характеризующими данные предметы применение их в быту. Огромный интерес у детей вызвала экспериментальная деятельность. Сначала было изучено стекло и его свойства. Во время опытов дети узнали, каким бывает стекло, где его можно использовать благодаря его свойствам. Можно ли его заменить чем – нибудь другим. С целью расширения и обогащения знаний о стекле, мы ходили на экскурсию в мастерскую стекла, где познакомились с дизайнерами, мастерами стекольного цеха, которые показали детям, как надо работать со стеклом и даже разрешили попробовать самостоятельно резать стекло.
Впоследствии, этот опыт был закреплен в экспериментальной деятельности в ДОУ.
Особый восторг вызвало создание витражей, т. е. рисование по стеклу специальными красками. Из созданных детьми работ была устроена выставка. Изучение линзы тоже очень заинтересовало детей. В ходе опытов они узнали, как устроена линза, что одно из ее основных свойств – это увеличение предметов и наиболее широко оно используется в микроскопах. Особенно бурное обсуждение у детей вызвал опыт, где с помощью линзы и специально направленного света бумага задымилась. Экспериментальная деятельность всегда вызывала большую заинтересованность и неподдельный восторг.
На третьем этапе, проводилось анкетирование родителей. Целью данных анкет было выявление отношения родителей к экспериментальной деятельности детей. Из результатов анкетирования было видно, что родителей заинтересовала данная проблема, т. к. заполняемость анкет была 100%. Результаты ответов показали, что родители положительно относятся к данной проблеме, одобряют экспериментальную деятельность детей, но при этом говорили о своей занятости на работе и нехватке времени, чтобы продолжить эту работу дома.
Проведение систематической работы с детьми и родителями по реализации задач проекта позволило достичь положительного результата, о чем свидетельствует анализ данных диагностирования проведенных в форме опроса.
Результаты первичного опроса:
Среди детей старшей группы провели опрос «Что вы знаете о стекле и линзе?»
- Что такое стекло?
- Что такое линза?
- Чем отличается стекло от линзы?
- Как человек использует стеклянные предметы в свой жизни?
Результаты вторичного опроса:
Рассматривая полученные результаты можно провести анализ. На начальном этапе только 18% детей понимали и могли объяснить, что такое стекло и 2% могли рассказать, что такое линза. Еще один из поставленных вопросов звучал так: чем отличается стекло от линзы, на него смогло ответить лишь 5% детей. Наименьшее затруднение вызвало вопрос: Как человек использует стеклянные предметы? 38% детей смогли дать правильные ответы. Качественный анализ говорит о том, что знания детей в познавательной деятельности значительно улучшились и возросли в среднем на 28%.
Анализируя процесс реализации проекта, следует отметить, что каждое из предложенных мероприятий было очень интересно детям. Родители с одобрением относились к проведению опытов, экспериментов. Прониклись важностью задач проекта, о чем свидетельствует диаграмма анкетирования родителей.
Итогом проведенной работы было участие детей в региональном этапе VI Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь», где воспитанники моей группы Мореплавцев Артем и Иванов Артем заняли II место.
С окончанием работы над данным проектом моя исследовательская деятельность не заканчивается, и в настоящее время работаю над проблемой «Ознакомление детей с магнитом» т. к. считаю, что познавательно – поисковая деятельность очень важна и актуальна.
Вывод:
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий. Результатом реализации программы «Детское экспериментирование» является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
В перспективе – широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования в дошкольном учреждении и дома, индивидуального и коллективного во всех видах деятельности.
В дальнейшем, буду продолжать работать в направлении развития детского экспериментирования: планирую разработать систему проведения семинаров-практикумов с воспитателями по развитию интереса к детскому экспериментированию; проведение деловой игры по решению проблемных ситуаций; проведение консультаций и смотров-конкурсов по теме «Детское экспериментирование».
По работе с родителями – организация практической работы: выпуск мини-газеты «Исследователи», организация совместного кружка «Золотые руки» по работе с «бросовым материалом; проведение блицопросов, дискуссий и КВНов.
Продолжать работу по наблюдению за результатами экспериментирования наших выпускников в различных видах деятельности.