Наталия Шишигина
Формирование основ экологического воспитания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного позитивного отношения к природе, окружающему миру. Дошкольное образовательное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами, воспитателями, стоит задача - формировать у детей основы экологической культуры. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста предполагает решение следующих задач: 1 Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней.
Публикация «Формирование основ экологического воспитания у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
2 Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.
3 Накопление детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой.
Задача нашего дошкольного образовательного учреждения на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому. Нами были изучены и проанализированы разделы по экологии в программах экологической направленности С. Н. Николаевой «Юный эколог» и Н. А. Рыжовой «Наш дом-природа». Проблемы экологического воспитания мы обсуждаем на педсоветах, методических объединениях, родительских собраниях.
Целенаправленная работа в данном направлении стала приоритетом в воспитании и обучении детей нашего дошкольного образовательного учреждения. Экологические знания включаются во все виды детской деятельности, а так же в кружковую работу, где используем нетрадиционные формы рисования (рисование пробкой птиц, животных; рисование на ткани гуашью деревьев, цветов; рисование солью любимых сказочных персонажей; природных явлений - радуга, осадки - способом печатной ассиметрии, граттажа и. т. д.
Воспитывать в детях любовь ко всему живому нам помогает деятельность детей в уголке природы. В уголке природы имеются разнообразные комнатные растения, фигурки животных, которые относятся к разным климатическим зонам (полюс, пустыня, средняя полоса, мини-лаборатория. Систематические и длительные наблюдения, эксперименты, опыты позволяют удовлетворять любознательность ребят. Наши дети очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в ее тайны, поэтому мы стараемся не упустить очень важный вид детской деятельности - экспериментирование. Это разнообразные опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами (песок, глина, соль, сахар, дерево, металл, и мн. др). Выращивая отдельные экземпляры растений в огороде летом, на окне весной дети познают их характер и потребности на разных стадиях роста и развития. Например, посадив репчатые луковицы в емкости с землей и водой, ребята узнали, где активнее растет зелень лука и корневая система. Очень интересно наблюдать за всходами семян, помещенных в темное место и место с избытком света.
В группе подобрана библиотечка художественных произведений, сказок, энциклопедий, дидактических и информационных материалов по экологическому воспитанию дошкольников.
Так же проводим праздники, развлечения, связанные с темой природы, где принимают участие не только дети, но и их родители. Всем нам надолго запомнились праздники на тему: «Люблю березку русскую!», «День земли», «Птицы - наши друзья», конкурсы: «Лучший мини-огород на окне», совместных рисунков детей и родителей на темы : «Войти в природу другом!», «Наш край родной».
В непосредственной образовательной деятельности дети получают знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о человеке как части природы, учатся моделировать, выделяя самые главные существенные признаки.
Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь, поэтому ежедневно на прогулках мы обращаем внимание наших воспитанников на красоту родной природы. На участке нашего учреждения есть экологические уголки-зоны, которые позволяют значительно расширить объекты наблюдений. Маршрут этих уголков-зон предусматривают следующие объекты:
1 Огород (где посажены овощные культуры).
2 Цветник (с радующими с весны до осени яркими цветами -ноготки, настурции, портулак,петунии, астры, циннии и др.)
3 Птичье дерево (в зимнее время дети наблюдают за прилетающими на кормушки птицами, весной – за витиям гнёзд и птенцами).
4 Старый пенёк (где дети наблюдают за живущими под корой насекомыми).
5 Вытоптанные и невытоптанные участки для наблюдения изменения растительного покрова под влиянием вытаптывания).
6 Старый пень, покрытый мхом (где дети наблюдают за появлением и ростом мха).
7 Зона лекарственных трав (ромашка, подорожник, одуванчик, чистотел. Знакомим детей с пользой лечебных свойств при применении трав).
Каждый сезон, и не один раз, дети совершают экскурсии по этим уголкам, наблюдают за изменениями в жизни природы, за отдельными организмами, учатся ценить природу. Мы считаем, что уголки-зоны помогают в воспитании у детей осознанного отношения к родной природе, так как дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств.
Анализируя свою работу, мы пришли к выводу, что необходим тесный контакт с семьёй. При работе с родителями мы используем следующие формы : анкетирование по вопросам экологии, оформляем экологические стенгазеты, информационные листы, а также проводим как индивидуальные, так и групповые консультации по вопросам экологического воспитания детей. Родители не отказывают в посильной помощи, интересуются в проводимой нами работой.
Большое внимание мы уделяем проблеме охраны окружающей среды. Показываем и объясняем на примере фотографий, видеозаписей загрязнения водоёмов, лесных массивов, как ухудшение экологических условий сказывается на жизни человека и живой природы. Городской администрацией был проведен проект «Чистый берег» по сбору мусора на берегах реки Волга. Данный проект вызвал положительные эмоции от участия родителей и детей от результата.
В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию произошли изменения в поступках и поведения детей по отношению к окружающей природе. Они стали осознанно относиться к природному богатству, ко всему живому, внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах. В процессе решения задач по экологическому воспитанию мы сможем воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство.