Елена Гусакова
Формирование основ культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста средствами творческой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста средствами художественно-творческой деятельности.
Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными качествами. В детство очень активно вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми зачастую не оставляет места для необходимого взаимодействия со сверстниками. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Публикация «Формирование основ культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста средствами творческой деятельности» размещена в разделах
Ребенок изначально включен в межличностные отношения. Он не может физически жить, не развиваться вне человеческого общества, вне культуры межличностных отношений.
Дошкольный возраст является периодом становления основ межличностной культуры поведения. Ребенок познает окружающий его социальный мир, в том числе и с помощью эстетического воспитания.
Крупская Н. К. писала: «Очень рано ребенок начинает стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось».
Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста : она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Формирование позитивных межличностных отношений оказывает влияние на любую человеческую деятельность, в особенности, художественно-творческую, которая является для ребенка наиболее привлекательной, так как в ней реализуется его потребность в общении и взаимодействии по поводу содержания деятельности, ее продукта. Результат художественно-творческой деятельности является определенной духовной ценностью для его создателя и то, как он будет оценен, как будут складываться отношения автора с социальным окружением (с родителями, сверстниками, педагогами) имеет значение для нравственного становления личности ребенка. Значительное место занимают в хорошем деловом сотрудничестве благоприятные межличностные отношения в детской группе, коллективе - это особенно существенно, так как взаимодействие происходит в процессе художественного творчества. Поэтому важным является создание таких условий, при которых дошкольник чувствует себя в коллективе комфортно, тем самым реализуется его потребность в общении, в освоении художественно-творческой деятельности.
Благодаря включению детей дошкольного возраста в художественно-творческую деятельность, появляется потенциальная возможность усвоения культуры межличностных отношений, в том числе и специфических национальных, традиционных для определенного региона. Изучение культурных ценностей, созданных в различных этнических культурах, обеспечивает формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Содержание художественно-творческой деятельности позволяет формировать у детей специальные способности, одной из составных частей которых является изобразительная грамотность, что обеспечивает возможность творческого самовыражения через создание художественного образа. Самовыражение понимается нами как активность творческая и коммуникативная. Самовыражение детей, представленное в культуре межличностных отношениях, обеспечивается коммуникативной функцией изобразительного искусства. В художественно-творческой деятельности на основе самовыражения детей дошкольного возраста формируются общие способности, проявляющиеся в культуре межличностных отношений, которые можно перенести в другие виды деятельности : учебную, трудовую, игровую, бытовую.
В условиях художественно-творческой деятельности взаимодействие детей друг с другом и педагогом имеет направленность на восприятие и оценку творческих работ, как признанных мастеров изобразительного искусства, так и работ своих сверстников, что позволяет говорить о таком уровне межличностных отношений, который значительно выше, чем в других видах деятельности и выражается в межличностной культуре отношений, в поведении. У детей формируется понимание ценности каждой личности, её мыслей, суждений, творческих умений. Такое уважительное отношение к своим товарищам они переносят в игру, труд, учёбу, быт, что позволяет создавать в детской группе атмосферу эмоционального благополучия для каждого из воспитанников.