Гришина Светлана
Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье раскрыта тема необходимости воспитания детей дошкольного возраста в гражданско-патриотическом направлении. Описаны основные задачи и цели, стоящие перед педагогами в дошкольных организациях. Проанализированы методы развития дошкольника как человека, который ценит окружающих и дорожит своим Отечеством.
Публикация «Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова. Воспитание, личность, современное общество, гражданственность, патриотизм, ответственность, нравственность.
Annotation. The article discusses the need to educate preschool children in the civil-Patriotic direction. The main tasks and goals of teachers in preschool institutions are described. Methods of development of a preschool child as a person who values others and values his homeland are analyzed.
Keyword. Education, citizenship, patriotism, personality, responsibility, morality, modern society.
Гражданско-патриотическому воспитание детей обусловлено социальным заказом государства в образовании, которое должно быть направлено на формирование человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего гражданской позицией. Идеал современного нравственного воспитания - это гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа России, поэтому воспитание основ гражданственности необходимо начинать с дошкольного возраста. Происходящие процессы реформирования в нашей стране, изменения в социокультурной жизни, поставили работников системы образования перед необходимостью быстрейшего решения задач по формированию у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное место занимает гражданственность и патриотизм.
Гражданственность — это высшая ступень нравственного сознания человека, в дошкольном возрасте закладывается базис гражданственности, она включает множество аспектов. Поэтому в педагогическом процессе должен быть применен дифференцированный подход. По мнению Е. А. Помернацевой «выделяют три основных специфических направления воспитательной работы: воспитание патриотизма, формирование правового самосознания, интернациональное воспитание» [1, с. 152]. Воспитание патриотизма базируется на формировании положительного духовно-нравственного отношения к месту и обществу где человек родился и живет. Для этого очень важно воспитание чувства сопричастности к окружающему, чувства личной ответственности за состояние места (родного дома, города, края, страны) и общества (семьи, группы детского сада, соседей, друзей и т. д., приобщение к истокам региональной культуры, сопричастность к природе родного края. Формирование правового самосознания старших дошкольников начинается с изучения прав, обязанностей, правил поведения той общественной группы, в которой он в данный момент находится. Значительную часть времени ребенок находится в условиях детского сада. Поэтому важно начинать формирование правовых взаимоотношений с коллектива группы которую посещает ребенок. Интернациональное воспитание в современных условиях заключается в формировании межнациональной толерантности. Это культурная направленность личности, проживающей в мире и согласии с окружающими людьми. Она требует наличия у каждого человека ответственности, доброжелательности, сдержанности, терпимости, уважения к другим людям, их обычаям и интересам.
Таким образом, гражданственность проявляется в деятельности и отношениях человека, выполняющего социально-ролевые функции – осознанной законопослушности, преданности в служении Родине, свободной и честной приверженности к общепринятым нормам, культурным ценностям. Гражданское воспитание – это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка: в этот период ребенок приобщается к миру общественных ценностей, закладываются основы гражданственности.
Формирование человека как члена гражданского общества сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности – главная цель гражданско-патриотического воспитания детей в современном детском саду. Педагоги современных ДОО отмечают общую тенденцию отчуждения детей от жизни и интересов государства. Поэтому решать эту проблему надо начинать с дошкольного возраста. Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее страны.
В современных комплексных и парциальных Программах дошкольного воспитания задача воспитания основ гражданственности не прописана дословно, но в каждой Программе в содержание работы по социально-коммуникативному, познавательному развитию в старших группах включены разделы, направленные на формирование компонентов гражданственности. «Маленький гражданин» – это человек, который обладает всеми правами, выполняет свои обязанности, уважает, проявляет заботу о близких людях, бережно относится к природе, проявляет симпатию к людям других национальностей. При этом необходимо осуществлять воспитание «маленького гражданина», начиная с дошкольного возраста. В современных Программах дошкольного образования в старших группах основное внимание направлено на воспитание патриотизма, меньше всего внимания уделяется ознакомлению детей с правами и обязанностями.
Методы и средства воспитания у дошкольников основ нравственных качеств гражданина должны соответствовать этапам работы с детьми и их возрасту : повышение познавательной активности, эмоциональность восприятия дошкольников, корректировка формирующихся у детей представления о Родине, координация разных видов деятельности. Важной частью работы по совершенствованию основ гражданственности старших дошкольников является формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину (художников, композиторов, изобретателей, учёных, путешественников). Воспитателям необходимо на конкретных примерах познакомить детей старшего дошкольного возраста с характером российского народа (творческие способности, умелость, песенность, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину).
Наше исследование по выявлению уровня сформированности основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста проходило на базе МБДОУ «Детский сад № 41» и «Детский сад № 77» г. Рязани в подготовительной к школе группе по методике Н. Г. Комратовой, Л. Ф. Грибовой (Беседа «Моя Родина – Россия», методике «Осведомлённость о России» Д. В. Наумовой, А. А. Канашиной, беседа по картинкам «Как поступить правильно?» Е. А. Казаевой.
Беседа «Моя Родина – Россия» (Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф [14])
Цель: выявить объем, содержание и полнота представлений о малой и большой Родине, выявить знания о государственной символике России (флаг, гимн, о поведении, демонстрирующим уважение к этим государственным символам.
Методика «Осведомлённость о России» (авторы Наумова Д. В., Канашина А. А. [14])
Цель: выявить эмоционально-положительное отношение (любовь к Родине).
Методика - беседа по картинкам «Как поступить правильно?» (автор Казаева Е. А. [18])
Цель: выявить законопослушность, дисциплинированность, потребность выполнять свои обязанности дома, в детском саду; готовность ребенка действовать позитивно как по отношению к близким, так и по отношению ко всем окружающим, в том числе представителям других национальностей; социальная активность - желание участвовать в коллективном труде, в общественной деятельности.
Работа по формированию основ гражданственности у детей старшей группы проводилась с помощью таких методов как беседа, рассказ педагога, чтение художественной литературы, разучивание песен и стихотворений патриотического характера, положительная оценка; наблюдение, рассматривание иллюстраций, фотографий, дидактические игры и упражнения, продуктивная деятельность детей (рисование, выставка детских работ.
Именно в этом возрасте у детей закладываются основы нравственных чувств гражданственности, такие, как добрые отношения с другими людьми, способность проявить заботу о близких людях и сверстниках, уважение к правам и мнениям окружающих, терпимость к различиям между людьми и другие. В целом, возрастает роль дошкольных образовательных организаций в становлении гражданского общества. Но необходимо использовать разные виды деятельности детей. Привлекать к работе взрослых — родителей и официальных представителей детей, чтобы работа по формированию основ гражданственности проводилась в системе. Воспитание основ гражданственности у детей дошкольного возраста дошкольника включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
История человечества показывает, что вопросы гражданского воспитания издревле находились в центре внимания любого государства, но решались они в различные исторические эпохи по-разному с учетом социальных потребностей, экономических условий, использованием различных средств, методов, форм работы. В современном обществе для воспитания детей необходимо привлекать не только наработанные годами практики, а развивать методику в соответствии с научно-техническим прогрессом. Проблема формирования гражданственности у детей является весьма острой в современном технологически развитом обществе. Сложности, связанные с изучением процесса формирования гражданской идентичности, вытекают из того несомненного факта, что в России гражданское общество еще мало развито, практически отсутствует, также, как и представление о его ценностях, эталонах и идеалах. Это приводит к отсутствию объектов для идентификации, без которых невозможно конструирование полноценной гражданской идентичности. Именно поэтому необходимость гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в настоящее время ярко выражена и только совместными усилиями педагогов и родителей мы можем сформировать патриотические чувства, понимание роли Родной страны в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: проведенное выявление уровня сформированности основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста показало, что у большинства детей несистематизированные и отрывочные представления о большой и малой Родине, дети путаются в государственной символике и не знают о поведении, допустимом и недопустимом с предметами государственной символики, у детей не сформировано эмоционально-положительное отношение к Родине, а также многие не испытывают потребности и не готовы помогать близким людям и людям вообще, многие дети имеют негативное отношение к представителям других национальностей, большинство детей социально неактивны. Все эти факты позволяют обосновать необходимость организации и проведения педагогической работы по формированию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Казаева Е. А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста : автореферат дис.. кандидата педагогических наук : 13.00.07. - Екатеринбург, 2000. - 22 с.
2. Померанцева Е. А. Педагогические условия воспитания основ гражданственности у дошкольников// В сборнике : Социально-педагогический контекст образования: проблемы и тенденции сборник научных трудов магистрантов ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова». 2015. - С. 151-156.
3. Халикова В. В. Гражданско-патриотическое воспитание в системе дошкольного образования// В сборнике: Формирование традиций патриотизма материалы научно-практической конференции. – 2015. – С. 165-171.
4. Шаталова С. В., Стрельцов В. П. Некоторые аспекты организации гражданско-правового воспитания старших дошкольников// В сборнике : Приоритеты мировой науки: эксперимент и научная дискуссия Материалы XVIII международной научной конференции. – 2018. – С. 105-109.
5. Диагностика сформированности гражданственности у старших дошкольников на современном этапе/ Актуальные проблемы современной педагогики: Сб. науч. ст. ШГПИ. – Шадринск, 2001. – С. 150-160.