Ольга Гаркавцева
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников посредством использования современных авторских пособий
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время перед дошкольным образованием стоит ряд задач, которые необходимо решить всем участникам образовательных отношений. Одной из таких задач, которая отражается в Федеральном государственном образовательно стандарте дошкольного образования, является развитие личности [5]. Для приобретения качеств, присущих настоящей личности, в дошкольном учреждении организуется работа по формированию финансовой грамотности, которая позволяет приблизить дошкольника к реальной жизни, пробуждая у него экономическое мышление [1].
Публикация «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников посредством использования современных авторских пособий» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для того, чтобы ребенок начал осваиваться азы финансовой грамотности [3]. Финансовая грамотность в дошкольном возрасте представляет собой воспитание у ребенка совокупности следующих качеств:
1. Бережливости (продление жизни готовой вещи)
2. Деловитости (практические навыки овладения)
3. Рационального поведения
4. В отношении простых обменных операций (хорошо подумать, прежде чем что-то сделать)
5. Трудолюбия (качество, когда ребёнок не только знает, что все хорошо работают, но и проявляет своё отношение к этой деятельности)
6. Здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги
7. Формирование у ребёнка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Чтобы сформировать выше перечисленные качества у дошкольников, перед педагогами стоит задача поиска интересных, новых приемов, методов и средств, которые бы обеспечили результативность работы в ДОО по формированию у детей финансовой грамотности. Педагоги должны организовать целенаправленный, последовательный процесс овладения финансово-экономическими категориями, которые нужны каждому ребенку для того, чтобы у него сформировался положительный опыт финансового поведения, он смог осознанно относиться к явлениям социо-экономической реальности [2].
У каждого взрослого есть банковская карта, на которой хранятся деньги, и можно выполнять ряд операций. Но в последнее время актуальным стало приобретение детской банковской карты, с помощью которой ребенок учится планировать расходы, разумно обращаться с деньгами. Опираясь на свой опыт, рекомендуем создавать авторские пособия, отвечающие современной действительности. Например, для того чтобы познакомить дошкольников с понятием банковской карты, ее функциями, научить пользоваться ею, пользоваться банкоматом, мы создали пособие «Сбербанк». Данное пособие включает в себя банкомат, сделанный из плотной бумаги, оформленный таким образом, как настоящий, и примерно такого же размера для создания эффекта реальности; банковские карты, созданные из плотной бумаги и заламинированные, по количеству детей в группе. Воспитатели знакомят детей сначала с картой, какая она, какие функции выполняет, что на ней написано и изображено. Затем происходит ознакомление с самим банкоматом: как он выглядит, видели ли банкомат дети, кто пробовал пользоваться им, пользуются ли родители, из каких частей состоит, куда вставлять или прикладывать карту, что изображено на экране, какие услуги доступны. После ознакомления осуществляется демонстрация педагогом использования карты, а затем дети по очереди пробуют пользоваться картой.
После того как дети попробовали пользоваться картой, банкоматом, рекомендуем организовывать различные сюжетно-ролевые игры, в которые следует включать данное пособие : «Магазин», «Банк», «Супермаркет» и др., предполагающие снятие денег в банкомате, оплату картой, перечисление денег с карты на карту и пр. Также можно включать это пособие в организованную образовательную деятельность при закреплении изучаемых экономических категорий: деньги, расход, доход, бюджет, оплата, зарплата и пр. в рамках любой образовательной области.
Таким образом, сегодня вопрос формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста является весьма актуальным, что обусловлено необходимостью воспитания такой личности, которая бы ориентировалась в современной мире, в частности в финансовом. Педагогам необходимо удовлетворить экономическую любознательность детей, чтобы они не утонули в экономической информации, не растерялись, а устояли и нашли свое место в жизни, когда они станут взрослыми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алпатикова, С. В. Формирование финансовой грамотности у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. – 2021. – № 48 (390). – С. 397-399.
2. Антонова, Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с.
3. Бичева, И. Б. Особенности формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста//Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – С. 24-27.
4. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации /Автор-сост. О. В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 50 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2013.