Бадина Елена Алексеевна
Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Финансовая грамотность является важным аспектом в современном мире, и ее формирование уже в детском возрасте имеет большое значение. В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются дети дошкольного возраста при освоении финансовых навыков. Одной из главных проблем является отсутствие понимания детьми значения денег и необходимости их умелого использования. Дети часто не осознают, что деньги не приходят сами по себе, а требуют усилий для их заработка. Это может привести к неправильному отношению к деньгам в будущем, когда дети станут взрослыми. Другой проблемой является отсутствие образования о финансовых инструментах и возможностях, которые предоставляются для управления деньгами. Дети не знают о существовании банковских счетов, кредитных карт, инвестиций и других финансовых инструментов. Это ограничивает их возможности и может привести к финансовым трудностям в будущем. Для успешного формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста необходимо создать специальные условия. Одним из таких условий является включение финансовой грамотности в программу дошкольного образования. В рамках этой программы дети могут изучать основы финансов, учиться планировать свои расходы и умело использовать деньги. Также важно проводить практические занятия, которые помогут детям на практике освоить финансовые навыки. Например, можно организовать игру-симуляцию, где дети будут иметь возможность управлять виртуальными деньгами, принимать финансовые решения и видеть результаты своих действий. Кроме того, важно вовлекать родителей в процесс формирования финансовой грамотности детей. Родители могут стать примером для своих детей, обучая их правильному использованию денег и показывая, как планировать свои финансы. В заключение, формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста является важной задачей. Необходимо создавать специальные условия, включая финансовую грамотность в программу дошкольного образования, проводить практические занятия и вовлекать родителей в этот процесс. Только так мы сможем обеспечить будущее поколение навыками, необходимыми для успешного управления своими финансами.
Публикация «Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: финансовая грамотность, экономические представления, дошкольное образование
Наши дети растут. И не успеем мы оглянуться, как они станут взрослыми. А вот станут ли они самостоятельными и благополучными в финансовом плане? Это вопрос. Если они будут владеть знаниями о деньгах, то скорее всего «ДА».
Так что же такое финансовая грамотность для дошкольника? Это образование, которое направлено на развитие нестандартного мышления в финансовой области и основ финансовой культуры.
Почему же необходимо говорить об этом начиная с детского сада? Потому что именно с детства закладываются способности по управлению финансами, что в будущем повлияет на материальное благополучие ребенка. В период дошкольного детства под финансовой грамотностью можно понимать бережное, рациональное и деловитое отношение в простых обменных операциях, здоровой оценке результатов любого труда (товары или деньги, верное представление у дошкольника о финансовом мире, которое в дальнейшем поможет стать успешным и самостоятельным человеком, который принимает взвешенные и грамотные решения в будущем.
Одной из актуальных задач современного дошкольного образования является формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Финансовая грамотность – это одна из главных социальных компетенций, которая формируется под влиянием окружающей социально-экономической среды с детских лет жизни человека. Ребенок впервые сталкивается с экономическими представлениями в семье, знакомится с такими понятиями, как: «труд», «деньги», «товар», «цена» и т. д., видит множество рекламы, посещает магазин вместе с родителями, все это так или иначе влияет на развитие начальных экономических знаний и умений ребенка, но все это влияние носит ситуативный и бессистемный характер. Именно поэтому формирование финансовой грамотности в дошкольном возрасте необходимо в современных реалиях, так как грамотное отношение к финансовым ресурсам, поможет обеспечить финансовую самостоятельность и безопасность человеку в пору взросления.
В настоящее время, вряд ли найдется ребенок дошкольного возраста, который не держал в руках монетку. Бесспорно, многие дети знают, что такое деньги. Но проблема в том, что они растут без навыков обращения с ними. А ведь кто-то должен преподать им науку правильного отношения к деньгам. К сожалению, наука денег, это та наука, которой взрослые в отношении с ребенком очень часто пренебрегают. То ли родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах. Не знают, как и с чего начать говорить о них в силу возрастных особенностей ребенка. То ли не считают, что это важно. Но именно на родителях лежит ответственность — научить ребенка быть финансово грамотным. Почему? Да потому что только в семье можно получить столь бесценный опыт.
Финансовая грамотность - достаточный уровень познаний и квалификации в области финансов, что позволяет правильно анализировать рыночную обстановку и делать разумные решения. Знание ключевых финансовых терминов и их практическое использование помогает индивидууму грамотно управлять своими финансовыми средствами.
В процессе формирования финансовой грамотности в дошкольном возрасте дети знакомятся с основными понятиями о финансах, приобретают необходимые представления о деньгах. Работа в этом направлении должна начинаться с раскрытия функции денег на понятном и доступном языке для ребенка дошкольника.
Дети должны знать, что деньги – это эквивалент труда, их родители трудятся на работе, чтобы получить заработную плату, и на эти средства живет семья в течение месяца. Дети старшего дошкольного возраста вполне могут понять, что такое семейный бюджет и на что он тратится. Говоря о семейном бюджете, не этично заострять внимание на таких понятиях, как «богатый» или «бедный», в процессе взросления у детей постепенно формируются понятия о разных финансовых возможностях людей. И напротив важно акцентировать внимание ребенка на том, что необходимо для существования семьи, а что является лишь желаемым и без чего можно обойтись. На примере похода в магазин можно поучить ребенка различать необходимые продукты питания, такие как хлеб и молоко, от желаемых, таких как конфеты и мороженое. Таким образом, родитель может донести до ребенка понятие финансовой осведомленности. Важно объяснить, что наличие ограниченных финансовых ресурсов позволяет нам выбирать только необходимые товары, чтобы обеспечить здоровое питание и удовлетворить все необходимые потребности. Умение правильно распоряжаться деньгами – это умение понять, какие товары являются приоритетными, а какие – запасными.
Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит:
-рассказывать, откуда берутся деньги, как попадают к нам в карманы, что они не приходят ниоткуда и не даются просто так;
-разъяснять, что деньги необходимы для того, чтобы что-то купить и не только;
-учить его понимать ценность денег, что к деньгам нужно относиться уважительно и бережно;
-учить экономить деньги;
-принимать решение — потратить деньги сейчас или сохранить их «на мечту»;
-распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды;
-учить контролировать свои желания, объяснять, что желания должны соизмеряться с возможностями, а потребности отличаются от просто «хочу»; и т. п.
Это только самая необходимая часть этой науки, чтобы они росли в уверенности о своем финансовом состоянии.
Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?
На это есть несколько причин:
-чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами;
-чтобы мог позволить себе жить самостоятельно, когда станет взрослым;
и просто был финансово благополучным.
Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?
Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые так необходимы для становления финансово грамотного человека. Именно с младшего дошкольного возраста стоит начинать учить ребенка знаниям о деньгах. Именно в этом возрасте он знакомится с деньгами. А уже в пятилетнем возрасте у детей появляются финансовые привычки.
Часто родители поощряют ребенка за какие-либо достижения с помощью денег, в результате у ребенка формируется потребительское отношение к взрослым. С социально-психологической точки зрения – это неверно, ведь ребенок должен понимать, что он посещает детский сад или школу для собственного развития, получения знаний, а выполняя какие-либо обязанности по дому он оказывает посильную помощь взрослым в ведении хозяйства. Но в то же время полезно ребенку давать карманные деньги, которые он может потратить по своему усмотрению, и ребенок должен знать, что эти средства принадлежат только ему.
В рамках дошкольного образовательного учреждения решаются следующие задачи, которые позволяют формировать финансовые представления у детей дошкольного возраста : это создание условий для формирования элементарных экономических представлений и развитие интереса детей к аспектам финансовой грамотности и использованию этих знаний в жизни, например, правильно относиться к деньгам, как к предмету жизненной необходимости (копить, тратить, вкладывать, управлять своим поведением, понимая разницу между «надо» и «хочу», познакомить с такими понятиями как «бережливость», «трудолюбие» и т. д.
Работа в данном направлении в дошкольном образовательном учреждении заключается не в организации какого-либо специального обучения, а в использовании различных видов деятельности детей, наполненных экономическим содержанием. Основную роль в формировании финансовой грамотности в дошкольном возрасте играет игровая деятельность детей. Именно через игру дети без труда осваивает мир социальной действительности и приобщается к миру финансов.
Для организации необходимой предметно-развивающей среды в группе детского сада были созданы игровые центры сюжетно-ролевых игр такие как «Магазин», «Банк», «Семья». А также была разработана картотека дидактических игр, включающая следующие игры: «Нужные покупки», «Много-мало», «Дорого-дешево», «Потребность-возможность», «Запланированная покупка», «Сдача», «Надо и Хочу», «Что важнее?», разработы презентации и многое другое. Данные игры могут проводиться и в ходе непосредственной образовательной деятельности, и во время самостоятельных, совместных игр детей.
Работа по формированию финансовой грамотности детей опирается на взаимодействие с родителями воспитанников. Они являются активными участниками в проектной деятельности. Примером такого познавательного проекта является проекты "Я финансист", «Первые шаги в экономику». В рамках этого проекта родители получают необходимую консультативную помощь по проблеме, участвуют вместе с детьми в создании мини-музея «Деньги».
Таким образом, можно отметить, что создание необходимых условий и правильно организованная игровая деятельность положительно влияет на становление экономической культуры детей и способствует формированию финансовой грамотности. И вместе с тем развивает познавательную активность и совершенствует коммуникативные навыки детей. Кроме того, дети знакомятся с людьми разных профессий, более бережно относятся к вещам, творчески решают игровые задачи, учатся взаимодействовать друг с другом.