Сергеева Наталья Сергеевна
Формирование основ безопасности у дошкольников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ безопасности
у дошкольников в ДОУ
Слайд 1 Одной из основных задач развития в области социально-коммуникативного развития в соответствии с ФОП ДО – является воспитание дошкольников в области формирования безопасного поведения. Сегодня, как никогда раньше, мы испытываем огромную тревогу за детей.
Публикация «Формирование основ безопасности у дошкольников в ДОУ» размещена в разделах
Слайд 2 Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка — дать элементарные знания основ безопасности.
Слайд 3 Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать воспитательно-образовательный процесс, основные методы используемые для ознакомления с основами безопасности жизнедеятельности (игровые, наглядные, практические, речевые)
Слайд 4 Формирование у детей культуры безопасного поведения предполагается по пяти направлениям:
1. Ребенок и природа.
2. Ребенок дома.
3. Здоровье ребенка.
4. Эмоциональное благополучие ребенка.
5. Ребенок на улицах города.
Слайд 5 ребенок и природа
Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период должна осуществляться подготовка детей к существованию в окружающей природе.
Знакомлю детей с влиянием водоёмов, лесов, воздушной среды и почвы на жизнь человека, животных, растений. Учу детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не ломать ветки и т. д.) Рассказываю детям о ядовитых растениях и грибах. Для закрепления этих правил использую настольные игры - классификации, игры с мячом в «съедобное - несъедобное», «Хорошо – плохо», Предлагаю детям игры-занятия, такие как: «Осторожно – бродячие животные.
Слайд 6 ребенок дома
Интерес детей к действиям с реальными предметами быта высок, и у них имеется большое желание приобрести элементарный опыт пользования ими. Поэтому знакомлю детей с предметами домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности.
Для того, чтобы научить детей пользоваться предметами домашнего быта организую специальные обучающие занятия, такие как: «Советы бабушки Совы», «Правила обращения с колющими и режущими предметами» и т. д.
Предлагаю игры- занятия: «Осторожно - лекарства!», «Мой дом и подстерегающие опасности в нём и т. д. этого обыгрываю с детьми различные проблемные ситуации: «Если тебя позвал друг»,», «Если ты дома остался один»
Слайд 7 Здоровье ребенка
Здоровье - это одна из главных ценностей жизни. Поэтому каждый должен научиться думать о своём здоровье, знать своё тело, научиться заботиться о нём, не вредить своему организму.
С детьми провожу беседы: «Что я знаю о себе?», «Я - ребёнок. Мой образ жизни», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» и т. д.
А также детям предлагаю игры – занятия, такие как: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!», «Закаляйся, если хочешь быть здоров!», «Здоровье и питание», «Овощи и фрукты - полезные продукты», «Витамины и здоровый организм».
Слайд 8
Эмоциональное благополучие ребенка-
Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
Слайд 9 Ребенок на улицах города
Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно - транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Зачастую дети и являются виновниками дорожно-транспортного травматизма, потому что не достаточно владеют правилами безопасного поведения. Дети изучают азбуку улиц и дорог, знакомятся с понятиями «дорожные знаки», «пешеходный переход», Для этого провожу целевые прогулки вдоль улицы, экскурсии, беседы, игры; вместе читаем художественную литературу об опасности контактов с незнакомыми взрослыми.
Слайд 10 Для успешного освоения программного материала мы старались создать оптимальные условия для ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности :
- комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосфера душевного тепла и эмоционального благополучия детей;
- пространственно-предметное окружение;
- игровая среда, стимулирующая познавательную активность детей.
- организованная деятельность детей (занятия, экскурсии, прогулки);
- совместную деятельность взрослых и детей (беседы воспитателя и ребенка, чтение художественной литературы, драматизации сказок, наблюдения, труд, дидактические и подвижные игры, продуктивная деятельность, праздники, развлечения);
- свободная самостоятельная деятельность (настольно-печатные, подвижные игры, сюжетно-ролевые и др.)
Слайд 11 Поскольку ведущим видом деятельности ребёнка в дошкольном возрасте является игра, то одним из основных методов здоровье сберегающего воспитания детей в данном возрасте выступает игровой метод.
Игры- тренинги позволяют обучить детей правильному поведению в экстремальных ситуациях в быту, например, во время возгорания, задымления и ознакомить детей с алгоритмом действий. Это такие игры - тренинги, как «Пожарная тревога», «Как вызвать пожарных, скорую помощь, полицию, Нужно уделить внимание эмоциональному благополучию дошкольников. Этому способствуют следующие ситуации «Красота и здоровье», «Одежда и здоровье», «Отношение к больному», «Действия при кашле, чихании»
Слайд 12 Сюжетно-ролевые игры дети самостоятельно решают игровые задачи, принимая на себя роль пожарного, врача, полицейского или спасателя. Они самостоятельно выбирают предметы и создают декорации, необходимые для реализации сюжета, подбирают необходимые игрушки.
КВН-игры с забавными конкурсами и заданиями, поможет детям в игровой форме запомнить правила пожарной безопасности и умело применять их.
Слайд 13. Особое место в работе с детьми я уделяю дидактическим играм, главная особенность которых состоит в том, что задание предлагается в игровой форме. Мной используются различные дидактические игры. Например, «Лукошко» - закрепляет знания детей о том, что грибы и ягоды бывают съедобные и несъедобные. Дидактические игры «Светофор», «Собери знак» и «Дорожные знаки» помогают лучше усвоить правила дорожного движения.
Квест игры-занимают значительное место в формировании культуры безопасного поведения детей на дорогах, позволяет организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению правил дорожного движения. Дети с удовольствием приняли участие «Азбука безопасности», «Тропа безопасности в стране дорожных знаков»
Слайд 14 Продуктивная деятельность-Она закрепляет полученные знания. Мы рисуем, лепим, делаем аппликации:
( рисование: «Пожарник», «Пожарная машина», «Съедобные и не съедобные грибы», лепка с элементами аппликации «Пожарный щит», аппликация «огнетушитель»)
Слайд 15 Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире. В группах присутствуют предметы, с помощью которых ребенок (в соответствии с возрастными возможностями) знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).
Слайд16 Труд- обогащает социальный опыт ребенка. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности. С формированием трудовых умений и навыков у ребенка уменьшается опасность пребывания в отсутствии взрослых. Во время труда развиваются волевые качества, формируются умения прилагать усилия для достижения цели.
Слайд 17 Наблюдение. Оно стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами: потушить костер, выключить свет, закрыть кран с водой при уходе, выключить утюг, газ и т. п.
Слайд 18 Макеты, книжки малышки- Макет – развивает кругозор, познавательную деятельность. На основе макета можно моделировать ситуации или разыгрывать сюжеты из жизни, вызывают интерес у детей стимулируют их к творчеству.
Книжки-малышки-это книжки для детей, которые не умеют читать и для тех кто умеет. В них много красочных картинок, но самое интересное что они созданы руками родителей, педагогов и самих детей.
Слайд 19 Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.
В работе с родителями используется:
информационно-аналитическое направление : проведение опросов. анкетирование родителей;
познавательное направление: родительские собрания, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток;
досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.
Слайд 20 Достижения и успехи - это общий результат детского сада, педагогов, воспитанников и их родителей. Постоянно участвуем в различных конкурсах, где занимаем призовые места.
Слайд 21 Спасибо за внимание.