Светлана Сорокина
Формирование общественности как фактора воспитания личности в коллективе
▼ Скачать + Заказать документы
Все большее значение в современном обществе придается формированию личности, способной занять в жизни достойное место, проявлять ответственность к своим близким, быть креативным работником и неравнодушным гражданином.
Обусловлено это тем, что именно сейчас, несмотря на все невзгоды и кризисы, наша страна активно развивается, людям предоставляются все новые возможности для того, чтобы реализовать свой потенциал.
Темочки:
Но чтобы воспользоваться этими возможностями человек, входящий во взрослую жизнь, должен быть готовым к тому, чтобы активно взаимодействовать с другими людьми, быть способным проявить эмпатию, понимать ценность сотрудничества, приносить пользу общему делу.
Каким же образом мы, педагоги, можем уже в дошкольном возрасте повлиять на то, чтобы индивидуальность формировалась, обладая вышеперечисленным набором черт личности?
Наиболее эффективным здесь будет создание взрослым модели общества, в которой ребенок нарабатывал бы навыки общения. Такая модель станет основой для накопления детьми опыта коллективного поведения. Кроме всего прочего, в ребенке будет формироваться ответственность, инициативность, самооценка, уровень притязаний и позитивное самоощущение, а также принятие себя, как личности.
Итак, с помощью воспитателя должно быть создано особое пространство для взаимодействия детей, в котором они создают те или иные формы общения.
И если первоначально детское игровое сообщество зарождается посредством действий педагога, то в дальнейшем дети начинают все больше проявлять интереса к тому, чтобы стать полноценным его участником.
Происходит это засчет того, что у ребенка происходит формирование такого качества,как общественность.
Опираясь на работы А. П. Усовой, которая проводила исследования по раскрываемой нами теме, мы можем дать формулировку понятия общественности у детей.
Общественность – это качество личности ребенка, появляющееся под влиянием коллектива детей, имеющее самостоятельный ход развития и служащее ребенку инструментом для закрепления его в детской среде; являющееся продуктом самой жизни среди детей. Наибольшие возможности формирования детского общества обеспечиваются игровой деятельностью. [1, с. 18]
Трудно переоценить значение этого качества для человека, ведь его сформированность будет являться одним из важнейших показателей развития его личности.
Из-за несформированности этого качества ребенок ощущает себя неинтересным окружающим, разобщенным с ними, отвергнутым.
В дальнейшем, уже во взрослом периоде жизни ему предстоит наверстывать упущенное, но, к сожалению, большинство людей с таким пробелом не могут восполнить его, зачастую просто не понимая, что с ними происходит, относя возникающие проблемы общения к свойствам своего характера или неудачному окружению.
Наличие у детей развитого качества общественности дает им возможность развиваться как личность в общении и взаимодействии с другими людьми.
Каким же образом происходит формирование общественности у детей, как личного качества и как воспитатель на разных этапах может оказывать непосредственное влияние на его развитие?
В младшем дошкольном возрасте это качество имеет шанс начать формироваться только под влиянием взрослого, который может использовать потребность ребенка в партнере по эмоционально-практическому взаимодействию, основанному на подражании и эмоциональном заражении ребенка, выражаемое в одновременных и одинаковых действиях детей. Воспитатель формирует представления о нормах взаимоотношений в детском сообществе, поощряет появление у малыша устойчивого интереса к деятельности, к сверстникам. Воспитатель следит за созданием дружеской атмосферы, предлагает детям культурные шаблоны для общения.
Постепенно,уже на более позднем этапе, воспитатель подводит детей к началу сотрудничества, которое, в отличии от параллельной игры, означает деятельность ребенка с учетом интересов и потребностей остальных с целью осуществления совместной игровой деятельности. Здесь и происходит зарождение общественности, как качества личности. Воспитатель организует детское сообщество, помогает распределить обязанности, учит детей быть отзывчивыми друг к другу, поощряет дружеские взаимоотношения, дети переходят от общения маленькими группами к группам побольше.
Все меньше они используют общение невербальное, переходя к речевой форме.
В дальнейшем происходит как рост самостоятельности, так и становление навыков самоорганизации детей. Они сами объединяются по своему усмотрению в разнообразных видах деятельности. На этом этапе воспитатель от прямого воздействия на детей переходит к косвенным методам руководства детским сообществом.
С возрастом у ребенка появляется потребность в уважении со стороны сверстников, чувство симпатии к ним, желание выглядеть в их глазах определенным образом.
Именно это побуждение ребенка изменять свое поведение, ориентируясь на других детей, на сформированные у них отношения, на игровой замысел, на те нормы и правила, с которыми сначала ознакамливает воспитатель и которые в дальнейшем дети соблюдают уже сами, помогут ему не потеряться и оптимально проявить себя.
Прослеживая таким образом развитие качества общественности у детей от младшего дошкольного возраста до старшего.
Мы видим, как ребенок начинает воспринимать себя, как личность, у него появляются мотивы, ожидания от других детей, и,по мере становления его внутреннего мира, он начинает испытывать потребность в самовыражении. Это и является объяснением тому, почему ребенок начинает постепенно приспосабливается, чтобы быть и ощущать себя в коллективе определенным образом, появляется некоторая созависимость.
Если воспитатель правильно построил свою работу, то коллектив будет предлагать ребенку нормы и правила, способствующие росту его, как личности и ощущения его себя равным среди равных. [2, с. 80]
Если руководство не осуществляется должным образом, то коллектив может влиять на ребенка и отрицательно, подрывая его формирующееся чувство базового доверия к людям и чувства ответственности, потребности в других людях. Такой коллектив способен сделать из ребенка изгоя, не способного взаимодействовать с другими в следствии ощущения им своей разобщенности с окружающими.
В детском игровом сообществе каждый ребенок связан с другими изнутри, но при он этом постоянно проводит сравнение окружающих с собой, может ощущать чувство конкуренции и пытаться использовать других детей в соответствии со своими интересами.
Задача воспитателя – обратить внимание на формирование чувства эмпатии, понимание необходимости сотрудничества, ценности взаимопомощи, именно тогда он сможет направлять развитие коллектива, а на его фоне и личности в верном направлении.
Следует помнить, что качество общественности не зависит от удобных взрослому свойств – дисциплинированности и организованности.
Общественность – качество не врожденное, а воспитуемое, причем воспитывается оно самими детьми в процессе активного взаимодействия. Задачей педагога является помощь в создании и становлении детского коллектива, который, в свою очередь воспитывает в ребенке общественность.
По мере развития качества общественности происходит развитие личности на фоне коллектива и значит это то, что все действия ребенка будут руководствоваться мотивами, нормами и моральными принципами детского игрового сообщества.
Важно отметить то, что через процесс жизни детей в игре воспитатель получает доступ к тем насущным актуальным проблемам, которые волнуют ребенка,которые нужно урегулировать, путь к отношениям детей, иными словами – это ключ к воспитанию ребенка без принуждения.
Для того, чтоб жизнь в игре не была стихийной, воспитателю необходимо начать с того, чтобы закрепить за этой формой детской жизни время в педагогическом процессе и предусмотреть необходимое содержание этой игры – таким образом воспитатель придает игровой жизни детей своебразный официальный статус, поддерживает ее и становится участником этой игры.
Это дает ему право корректировать детскую игровую жизнь и возможность самому ребенку быть уже не обьектом воспитания. Налицо не ситуация «взрослый-ребенок», а «детское игровое сообщество – ребенок», при которой – взрослый выступает, как помощник, источник креатива и идей.
Мы видим как идет воспитание коллективом.
Благодаря изменившемуся воздействию на ребенка в системе отношений, которая его устраивает, становится возможно воспитать в нем общительность, готовность проявить сочувствие, оказать помощь, вступать в контакт.
Ребенок становится инициатором общения и поддерживать диалог. Он уже способен договорится о правилах совместной деятельности, подчинить свое поведение законам детской группы, разрешать конфликтные ситуации конструктивно, уступать в одних обстоятельствах, не уступать в других, отстаивать свою позицию с помощью аргументов и убеждения, а не с помощью физической силы, быть дружелюбным и пользоваться в общении правилами этикета. У ребенка развивается потребность в преобразовании окружающего мира, желание действовать сообща, поддержать инициативу товарища, сговариваться на игру, считаться с мнением других.
Все вышеперечисленное и является проявлениями качества общественности.
Следует отметить, что руководство игрой для формирования этих качеств требует глубоких знаний и педагогического мастерства, поскольку здесь необходимо воздействовать на ребенка тактично, незаметно, исподволь, воспитатель должен проникнуться интересами детского игрового сообщества.
Именно такой стиль руководства позволяет полностью избавиться от авторитарного подхода, а как следствие, от многих проблем, например таких, как проблема предпочитаемых детей и детей – изгоев, а также от проблемы, когда одна часть детей развивается успешно, а другая отстает. Педагог должен учитывать происходящие в детском коллективе изменения, ставить и решать задачи, относящиеся как ко всему детскому игровому сообществу, так и к отдельному ребенку. Он должен знать каждого малыша, его интересы, предпочтения, помогать ему в организации его поступков.
Этот стиль руководства является достаточно гибким для того, чтоб не навязывать детям то, что хочет от них взрослый, а действовать, исходя из их интересов, одновременно предлагая им новые знания, умения и навыки коммуникации, способствуя накоплению представлений социального характера, раскрывая вариативность игр, активизирующие свойства и качества, способные дать ребенку возможность почувствовать уверенность в своих силах, освоить первичные представления социального характера, приобщиться к ценностям сотрудничества и взаимопомощи. Чем более общественными становятся дети, тем меньше проявляется необходимость каких-то специальных воспитательных мер по отношению к ним. [3, с. 96]
Охватывая вышесказанное мы видим, что педагог способен повлиять на выполнение социального заказа государства и общества, который они ставят перед дошкольным учреждением – формирование личности, способной реализовать себя, самовыразиться, развиваться в условиях коллектива, успешно взаимодействовать с окружающими его людьми, не забывая учитывать и свои и их интересы и потребности, способного нести ответственность за себя и своих близких. Все это становится возможным засчет формирования еще в дошкольном возрасте такого качества, как общественность, которая является важнейшим фактором, способствующим воспитанию личности в детском коллективе.
Список литературы
1. Усова А. П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре//Психология и педагогика игры дошкольника. М, 1966. 18 с.
2. Аркин Е. А. Дошкольное воспитание» ,2018. № 1. 80 с.
3. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М„ 1976.96 с.