Воронова С А
Формирование общения у детей дошкольного возраста
Всем известно, что общение – это взаимодействие двух и более людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией. Хочу отметить, что не всякое взаимодействие людей, а именно такое, в ходе которого каждый его участник активен, выступает как субъект, адресующийся к личности другого человека, выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе.
Публикация «Формирование общения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Общение направлено на удовлетворение особой потребности, не сводимой к другим нуждам (в пище и тепле, во впечатлениях и активности, в стремлении к безопасности). Потребность в общении состоит в стремлении к особого рода познанию себя и других людей как личностей т. е. к стремлению оценки окружающих и самооценки.
Объективно судить о существовании у ребенка потребности в общении можно на основании четырех критериев:
интереса и внимания к взрослому или сверстнику;
эмоциональных проявлений к окружающему выражающих свою оценку;
инициативных действий, направленных на то, чтобы проявить себя, показать свое умение и способности;
реакций ребенка на отношение к нему взрослого, в которых обнаруживаются самооценка ребенка и восприятие ими оценки взрослого.
На протяжении всего развития у детей сменяются три формы общения.
В младшем дошкольном возрасте, как и в раннем, ведущим выступает ситуативно – деловая форма общения. Основной потребностью ребенка на этой стадии является потребность в сотрудничестве взрослого, т. е в его соучастии, совместном выполнении каких-либо действий. Преобладающий мотив (то, что побуждает деятельность ребенка ради удовлетворения его потребностей) ситуативно – делового общения – деловой так как взрослый выступает, как образец для подражания, помощник организации и участник совместной деятельности.
Затем у детей складывается внеситуативно - познавательная форма общения. Явным признаком проявления такого общения являются вопросы ребенка о предметах и явлениях физического мира (явлениях природы, машинах, жизни животных и т. д.). Это общение происходит в рамках познавательной деятельности, направленной на формирование детских представлений о физическом мире.
Ведущими мотивами в рамках внеситуативно – познавательного общения являются познавательные мотивы, а также возникает потребность в уважении взрослого, в его положительной оценке знаний и умений ребенка.
Высшее достижение коммуникативной деятельности – внеситуативно – личностное общение, которое направлено на познание социального, а не предметного мира, то есть интересы детей не ограничиваются окружающими предметами и явлениями, а распространяются на мир людей, их поступки, человеческие качества, отношения.
Внеситуативно – личностное общение формируется на основе личностных мотивов, побуждающих ребенка к коммуникации. Благодаря развитию такого общения ребенок учится обсуждать свои отношения с другими детьми, достоинства и недостатки своих товарищей. Взрослый в таком обсуждении должен выступать, как компетентный судья, с которым ребенок стремится согласовать свое отношение к окружающему, добиться общности взглядов и оценок, что будет являться для ребенка показателем их правильности.
Внеситуативно – личностное общение имеет важное значение для развития личности ребенка.
Во – первых, через него он усваивает нормы и правила поведения.
Во – вторых, учится видеть себя со стороны и оценивать собственные действия.
В – третьих, ребенок начинает дифференцировать различные социальные роли взрослых (воспитателя, врача, и т. д.) и в соответствии с этим по разному строить свои отношения с ними.