МААМ-картинки

Формирование образа «Я» у дошкольников: теоретический аспект

Светлана Кудрина
Формирование образа «Я» у дошкольников: теоретический аспект
▼ Скачать + Заказать документы

Современное состояние проблемы формирования образа «Я» у дошкольников.

Проблема формирования образа «Я», в том числе и у дошкольников, на сегодняшний день приобретает особую актуальность. Значительное внимание данной проблеме было уделено в трудах российских и зарубежных психологов, таких как К. А. Альбуханова, А. С. Арсентьева, Р. Бернс, А. В. Иващенко, А. Маслоу, К. Роджерс, С. А. Рубинштейна и других.

Анализируя работы российских и зарубежных исследователей в области психологии можно сделать вывод об отсутствии однозначных трактовок понятия образа «Я».

Публикация «Формирование образа „Я“ у дошкольников: теоретический аспект» размещена в разделах

Знания индивида о себе формируются и аккумулируются в течение всей жизни отдельной личности, и каждый возрастной этап отличается возникновением тех или иных жизненных новообразований, характерных именно для данного этапа. При этом выбор дошкольного возраста для проведения исследования был сделан не случайно.

Именно дошкольный возраст, будучи базисом в осознании детьми самих себя, а также своих мотивов и потребностей, играет особо важную роль в процессе становления личности.

По мнению многих психологов, первые пять лет жизни ребенка во многом

являются определяющими в формировании структуры личности и основ образа «Я». Маяки для становления образа «Я» и самооценки, сформировавшиеся в детстве, сохраняются на протяжении всей жизни индивида и от них, как правило, достаточно сложно, а порой и невозможно избавиться. Как следствие, в данный период важно обеспечить основу для гармоничного становления и развития образа «Я» личности. В

данном ключе чрезвычайную актуальность приобретают проблемы формирования образа «Я» детей дошкольного возраста.

Пути развития и коррекции образа «Я» детей дошкольного возраста

Как известно, оценка и самооценка детей дошкольного возраста имеют эмоциональный характер. В этом возрасте образ «Я» ребенка складывается в соотнесении с образами окружающих его детей и взрослых. Как следствие имеет место переплетение индивидуального опыта с опытом общения. Со временем общение со сверстниками приобретает все большую роль и в конечном итоге становится одним их ключевых факторов формирования личности и образа «Я». Учитывая данное обстоятельство, можно использовать общение со сверстниками как один из инструментов формирования и развития образа «Я» детей дошкольного возраста. При этом формирование образа «Я» дошкольников в процессе общения со сверстниками должно носить поэтапный характер.

Первый этап направлен на познание себя посредством совместных игр и занятий в компании со сверстниками. При этом процесс познания себе происходил через призму формирующихся представлений о себе и о сверстниках.

Второй этап имеет целью сформировать адекватное восприятие себя ребенком посредством преодоления диссонанса между позитивной само-презентацией и оценкой его со стороны сверстников. В данном контексте важно, чтобы ребенок научился делиться своими чувствами и переживаниями, а игры и тренинговые упражнения призваны помочь ребенку познать внутренний мир своих переживаний, а также научиться их анализировать и контролировать.

Третий этап ориентирован на идентификацию детьми дошкольного возраста своего «Я» через призму противопоставления себя другим. Таким образом становится возможным достижение такой ступени самосознания, которая находит выражение в признании себя неповторимой и уникальной личностью.

При всей важности общения со сверстниками в формировании образа «Я» все же не менее важную роль играет в данном процессе общение с взрослыми. Оценка ребенка дошкольного возраста со стороны взрослого относится к числу ключевых и первостепенных факторов, определяющих оценку ребенком самого себя. Взрослые детерминируют возникновение и развитие у детей оценочной деятельности. В данном контексте важно, чтобы взрослый в процессе оценочного воздействия на ребенка умел правильно выразить свое доброжелательное отношение и смягчить отрицательную оценку, аргументировано выражать требования и оценки в отношении ребенка. Обеспечение баланса положительных и отрицательных оценок обеспечивает формирование благоприятных условий для становления и развития целостного и гармоничного образа «Я» детей дошкольного возраста.

Важно отметить, что не всегда процесс формирования образа «Я» детей дошкольного возраста идет гладко. Намного чаще встречаются различного рода проблемы в данной области. Как следствие возникает необходимость педагогической поддержки для обеспечения развития и коррекции образа «я» детей дошкольного возраста. Особенность развития и коррекции «Я концепции» у детей дошкольного возраста состоит в том, что восприятие себя, формирование основ личности, отношения к себе происходит у дошкольников не через учебный процесс, а посредством игры. В данном контексте, безусловно, увеличивается роль общения со сверстниками, поскольку отсутствие у детей дошкольного возраста друзей ли взаимопонимания со сверстниками сделает малоэффективными какие бы то ни было игровые приемы и общение со взрослыми.

В целом же применение инструментов педагогической поддержки для развития и коррекции образа «Я» детей дошкольного возраста показывает свою эффективность. Для реализации механизма педагогической поддержки предполагается использование системы игровых занятий, которая преследует следующие основные задачи:

- способствовать формированию у детей желания высказывать свое мнение, вносить предложения при обсуждении той или иной темы;

- научить детей построению предположений, импровизации;

- научить детей умению слушать и использовать факты, которые были получены от других участников игры;

- научить детей принимать собственное решение, исходя из нравственной оценки.

Методы игрового проектирования проблемных ситуаций могут быть использованы как в работе с группой детей, так и в индивидуальной работе с конкретным ребенком.

Выбор методов игрового проектирования для развития и коррекции образа «Я» детей дошкольного возраста обусловлен тем, что игра является ключевым видом деятельности детей данной возрастной группы. Однако при моделировании игровой ситуации необходимо учитывать ряд моментов:

- при построении игровых моделей необходимо учитывать интересы и возможности детей, а также возраст и социальный опыт;

- игровые модели должны предусматривать момент импровизации, а также возможность использования альтернативных компонентов в случае неожиданного изменения условий;

- при выстраивании игровых моделей важно брать в расчет общие проблемы группы.

Как правило, при выборе темы целесообразнее использовать ситуации из жизни детей конкретной группы.

В реализации любой игровой модели возможно выделение трех этапов:

1. подготовительный этап

2. этап определения возможных способов завершения предлагаемой ситуации;

3. этап построения пути от следствия к причине.

На подготовительном этапе педагог сообщает тему и описывает конкретное событие, ситуацию или игру. При этом дается характеристика героям, происходит распределение ролей. На данном этапе необходимо привлечь детей к игре. Для этого может быть предложено, например, инсценировать кукольный театр, где игрушки будут участниками конфликта, а дети должны будут оказать им помощь в примирении.

На следующем этапе происходит конкретизация ситуации, определяются границы возможного поведения, нормы этики и т. п. Для этого, педагог обращается к напоминанию о произошедшей ситуации или конфликте, при этом не конкретизирую участников. Далее детям предлагается ответить на вопрос была ли реальная ситуация завершена в том же ключе, что и разыгранная ими.

Третий этап предполагает приобщение детей к анализу ситуации, а также сочетанию разнообразных путей выхода из нее, что в конечном итоге поможет детям установить взаимосвязь между причиной и ее последствием.

Как уже неоднократно отмечалось, дошкольный возраст играет чрезвычайно важную роль в формировании образа «Я» не только в детстве, но и во всей дальнейшей жизни. Это уникальный и решающий период в развитии ребенка. Именно в это время происходит закладывание основ личности, выработка воли и произвольного поведения, происходит активное развитие воображения, творчества, общей инициативности. В этой связи чрезвычайно важно целенаправленно использовать все механизмы формирования и коррекции образа «Я» детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Формирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологийФормирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников»Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников» Педсовет Тема "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников" Цель: объединить усилия коллектива для повышения.

Формирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизниФормирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизни Доклад на тему: "Формирование у детей старшей группы знаний о себе и своем организме в направлении здоровья и здорового образа жизни. " Воспитатель.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование образа «Я» у дошкольников: теоретический аспект
Опубликовано: 18 января 2024 в 16:15
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование образа «Я» у дошкольников: теоретический аспект» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кудрина (УИ 3046970) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД