Ликунова Ирина
Формирование нравственных ценностей у воспитанников группы кадетской направленности
▼ Скачать + Заказать документы
«Все начинается с детства» — эта крылатая фраза как нельзя лучше раскрывает суть нравственного воспитания дошкольников. Еще В. А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
Темочки:
В условиях современного российского общества проблема нравственного воспитания приобрела особое значение. Это связано, прежде всего, с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания образования, сколько существующих средств и методов нравственного воспитания подрастающего поколения во всем образовательном пространстве России.
Новое время требует от дошкольных образовательных учреждений содержания, форм и методов нравственного воспитания, адекватных современным со-циально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте нравственно - патриотического воспитания.
Приоритетными направлениями деятельности нашего детского сада является нравственно – патриотическое воспитание дошкольников посредством внедрения концепции кадетского воспитания в образовательный процесс. Группы кадетской направленности по линии ГИБДД функционируют в нашем детском саду с 2019 года. Создание данных условий способствуют социализации ребёнка в позитивном ключе, его морально-нравственному и познавательному развитию.
Осознавая уникальную роль кадетского движения в деле воспитания подрастающего поколения на идеалах нравственности, патриотизма, духовно-сти, ответственности, долга и служения Отечеству, в детском саду был разработан долгосрочный проект «Юные кадеты» для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.
Главной целью организации и реализации образовательного процесса в социально-педагогическом пространстве группы кадетской направленности является формирование личности, образованной и воспитанной на принципах гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Организация работы с воспитанниками групп кадетской направленности осуществляется по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития дошкольников.
Нравственное воспитание юных кадет тесно интегрирует с 5 образовательны-ми областями:
Социально - коммуникативное направление реализуется через : профориентационные беседы, образовательную деятельность на основе кадетской тематики; встречи с представителями ГИБДД РМ, и других социальных институтов в рамках взаимодействия; социальные пробы, средства музейной педагогики, совместные мероприятия со школой.
Физическое развитие предполагает проведение военно-спортивных мероприятий: эстафет, квестов, соревнований, а также занятия по физической культуре и плаванию.
Художественно-эстетическое направление реализуется на секции бальных танцев, секции «Патриотическая песня», ИЗО-СТУДИЯ организованных в виде дополнительного образования.
Познавательное направление реализуется через такие объединения как «Компьютерная грамотность», «Цифровая лаборатория», проектно-исследовательскую деятельность, и другие формы работы.
- Речевое развитие интегрирует во все виды деятельности.
Одним из важнейших методов формирования нравственных ценностей в группе кадетской направленности является метод следования нравственному примеру. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему - диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностей.
Особую значимость при решении задач нравственного воспитания юных кадет имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Родители воспитанников - кадет – особые люди. Они сами – патриоты. Родителя являются поддержкой и опорой образовательно – воспитательного процесса. Они активно учувствуют в организации праздников, конкурсов, экскурсий, образовательных и просветительских мероприятий с детьми.
Немаловажную роль в формировании нравственных ценностей у воспитанников групп кадетской направленности имеет взаимодействие с социальными партнерами. Наш детский сад в рамках реализации проекта «Юные кадеты» активно сотрудничает с СОШ № 11, УГИБДД по Республике Мордовия, детская городская библиотека им. Н. А. Некрасова.
В результате внедрения кадетского компонента в процесс нравственно – патриотического воспитания дошкольников старшего возраста были сформированы высокий уровень представлений о кадетском движении в России, о Родине о гражданственности и патриотизме. Дети проявляют благодарность, заботу и внимание по отношению к родителям, взрослым и наставникам. Знают правила взаимоотношений (этикет) со сверстниками и взрослыми; знают о необходимости здорового образа жизни, о ценностном отношении к здоровому образу жизни. У воспитанников кадетских групп улучшена физическая подготовка.
В заключение хочется добавить: без прошлого, нет будущего, как гласит народная мудрость. Замечательно, что традиции и моральные принципы кадетства возрождаются, а юный возраст – не помеха воспитанию ответственности, честности, любви к Родине. А нравственность для каждого из нас начинается с любви к семье, с доброго отношения к окружающим людям, с традиций и праздников в семье и детском саду.
«Пусть сейчас это только игра,
Но в настоящих людей вырастут детишки
Ведь все гении в мире и все мастера-
начинаются с детского сада и с книжки!»