Богомолова Ольга
Формирование нравственной компетентности младшего школьника
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования нравственного воспитания была актуальна всегда. В разные годы и эпохи она тоже была разная. В советское время в основу нравственного воспитания лежал принцип воздействия на ребёнка как на объект воспитания. В настоящее время воспитание рассматривается не как поучения, а анализируется с точки зрения того, что все поступки человека выступают как реальное изменение условий жизни других людей.
Публикация «Формирование нравственной компетентности младшего школьника» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Мы все с вами знаем, что формирование нравственной компетентности и развитие нравственно ценностных ориентаций является возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя. Через обучение происходит последовательное приобщение младших школьников к нравственным общечеловеческим ценностям. Художественная литература представляет собой одно из важных средств нравственного воспитания. Опираясь на произведения, подобранные в учебнике литературного чтения, я стараюсь воспитывать в детях любовь к Отечеству, к своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительному отношению людям, любви к животным, культуру диалога, что хорошо согласуется с задачей толерантности как важнейшего личностного качества. На уроках литературного чтения эта идея реализуется через удачный подбор авторских произведений. В учебнике (автор Грехнёва) включены лучшие произведения многократно адаптированной отечественной школой, выдающихся поэтов и писателей Пушкина, Толстого, Лермонтова, Ушинского и т. д. Читая и думая над содержанием произведений включённых в данный учебник дети выходят на первоначальные представления о таких нравственных понятиях как долг, взаимопомощь, сострадания, забота. Моя задача состоит в том, я должна организовать работу над текстом так чтобы ребята стали сопереживать героям произведений, волновались, радовались, огорчались, постигая нравственные уроки произведений. Я очень люблю животных и к произведениям Пришвина, Бианки, Чарушина, отношусь с особым чувством, приучила к этому и своих детей. На таких уроках ребята не только обсуждают произведение, но и рассказывают свои случаи из жизни : кому помогли, кого спасли или кого приручили. И я знаю, что тот ребёнок, который не сможет пройти мимо животного оказавшегося в беде, никогда не пойдет мимо человека, который в беде!
Конечно, внеклассная работа играет огромную роль в целях формирования и привития нравственных норм и ценностей. С ребятами моего класса мы провели такие мероприятия как:» Никто не забыт, ничто не забыто», посвященное ко Дню Победе. Весёлые старты (состязание смелых и ловких, кл. час на темы: «Умеем ли мы общаться?», «Школа человечности» (забота о братьях наших меньших, я сама очень люблю животных и на своих занятиях стараюсь эту любовь привить детям. Учу их, что нельзя выгонять животных, если они вам наскучили, обижать их, бить, необходимо всегда оказывать им помощь, даже в такой форме, что бы просто покормить. На таких мероприятиях дети рассказывают, как они ухаживают за своими питомцами, да и просто за бездомными животными. Давали ответы на такие вопросы: в чём проявляется забота, кого считают слабее и беспомощней себя?. На занятии «Выбери меня» было видно, что каждому ребёнку хотелось, чтобы в качестве верного друга выбрали именно его, и обижались, если в группе выделяли нескольких детей, с которыми хотел бы дружить каждый из группы. На занятии «Час общения» проводилась игра «Комплимент», на которой дети несмело говорили друг другу комплименты, добрые слова. Учителем был задан тон, и дети несмело вторили ему. Зато в комплиментах учителю и учителям работающих в классе они не стеснялись.
Больше всего детям понравился классный час на тему: «Сотвори себе солнце». На этом занятие ребята придумывали ситуации из повседневной жизни, и сами находили выход из них. На этом мероприятии дети чувствовали себя раскованнее. Целью на этом занятии я поставила перед собой :
1) Формирование у учащихся способов оптимального поведения в различных ситуациях.
2) Закрепление нравственных норм и привычек полученных в ходе предыдущих мероприятий
На этих мероприятиях велась работа по сплочению коллектива, воспитание правил поведения друг с другом и другими людьми. Дети сначала ведут себя сковано, стесняются друг друга, не решаются участвовать в играх на сближение. Но, как правило к концу занятий дети чувствуют себя комфортнее, стараются активно отвечать на вопросы, смело обыгрывают жизненные ситуации. Из чего я сделала вывод, что такие мероприятия нужны и, проводить их нужно чаще, чтобы помочь детям раскрепоститься и не стесняться проявлять себя среди других. Очень много проводилось бесед на темы: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Полезные и вредные привычки», «Мой любимый друг», «Мы в ответе за тех, кого приучили» и т. д. Беседуя с детьми я поняла, что детям не хватает общения и именно доверительного, нет способностей, раскрыть свою проблему, понять и решить её.
В рамках месячника патриотического воспитания дети принимали участие в конкурсе «Солдатской песни» (фото, участвовали в операции «Рассвет» (фото, «Подарок солдату» конкурс поделок и рисунков, посвященных Дню защитника Отечества. Конечно, мероприятий по формированию нравственной компетентности было проведено, не мало. Основная цель моей работы формирование нравственности мл. школьников как мне кажется я её добилась, пусть конечно не в той мере в какой хотелось бы, но добилась и результаты на лицо: если сравнить моих третьеклассников год два назад, то дети стали более воспитанные, добрыми, умеют заботиться о младших и слабых.
В заключении мне бы хотелось привести стихотворение Сэлли Фельдман, которая напоминает нам, что какую бы роль мы не играли в жизни ребёнка всем нам необходимо помнить то, что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь.
Дети, привыкшие к критике,
Учатся осуждать.
Дети, враждою воспитанные,
Знают, как нападать.
Дети, в насмешках выросшие,
Впитывают робость.
Много и часто стыдимые
С виною своей неразлучны.
Те, кто воспитан терпимостью,
Постигают науку терпения.
Воспитанные ободряющим словом
Умеют верить в себя.
Дети, взращенные похвалою,
Умеют видеть хорошее.
А воспитанные справедливостью
Учат детей доверию.
Дети, воспитанные одобрением,
Живут с собою в ладу.
Одаренные дружбой, душевным теплом
Находят в мире любовь.