Елена Бавыкина
Формирование нравственного опыта учащихся вспомогательной школы в процессе коллективной деятельности
▼ Скачать +Заказ
Доклад на тему: "Формирование нравственного опыта учащихся вспомогательной школы в процессе коллективной деятельности".
Формирование и развитие нравственного воспитания в коллективе - возникновение взаимоотношений между его членами, влияние на каждую личность в отдельности определяется прежде всего характером той деятельности, в ходе которой раскрываются возможности детей, образуются и совершенствуются личные качества.
Публикация «Формирование нравственного опыта учащихся вспомогательной школы в процессе коллективной деятельности» размещена в разделах
Ведущую роль в формировании коллектива учащихся вспомогательной школы играет нравственная организация учебно-трудовой деятельности. Она занимает в жизни школьников главное место на протяжении многих лет.
Успехи и не удачи в этой области определяют уровень интеллектуально, но и нравственно, развивая умственно отсталого ребенка, а также степень его психофизических недостатков.
Умственно отсталый ребенок не в состоянии достаточно объективно оценить уровень своего интеллектуального развития, свои учебные возможности и достоинства.
Учебная деятельность дает возможность каждому ребенку почувствовать, что его личный труд носит общественный характер, что в этом труде заинтересован не только он, но и его товарищи, с его успехами связаны и успех коллектива.
Особое внимание учителей и воспитателей должен быть обращен на организацию взаимопомощи детей. Взаимопомощь должна заключаться в подготовке рабочих мест, в контроле за соблюдением учебного режима/выполнение учебных задач, взаимная проверка чистоты и аккуратности записей и т. д.
Большие возможности для целесообразного воздействия на личность ребенка через коллектив открывает игровая деятельность, игровой замысел определяет общие правила поведения, обеспечивает максимальную активность каждого участника в соответствии с добровольно избранной ролью.
Одна из разновидностей игровой деятельности – это участие в художественной самодеятельности, которая дает большие возможности, не только для раскрытия способностей ребенка, но и является подчас важным путем его позитивного самоутверждения в коллективе.
Например, Бавыкина Кристина, совсем никого не слушала. На все наши попытки увлечь ее чем-нибудь, отвечала грубостью. Пробовали и лаской, и строгостью – ничего не получалось.
Мы готовились к Новому году. К нам на репетицию зашла Кристина. Она стала смеяться над ребятами, которые читали стихи: «Вот вы ничего не можете». Ей ответили: «А ты покажи, как надо, иди к нам в круг». Кристина встала с ребятами в круг и прочитала стихотворение, мы были все удивлены. Я ей задала вопрос: «Почему ты не приходишь к нам на репетицию?», она ответила: «Всё равно не возьмут, я плохо себя веду». Я ей ответила, что это дело поправимое, стоит только захотеть проявить выдержку и уже сама не захочешь плохо себя вести. Кристина стала ходить к нам на репетиции.
По нашим наблюдениям, с этого дня, в наших отношениях, Кристина стала меньше оговариваться, появились сдвиги в лучшую сторону. Кристина стала интересоваться жизнью класса, сближаться с коллективом. Она начала как бы «оттаивать», начала делиться с другими ребятами своими радостями и бедами.
Эффективное нравственное воздействие коллектива на личность возможно лишь в условиях педагогически целесообразно организованного общения, в ходе которого формируются подлинно гуманитарные отношения между детьми. Правильное благополучие нравственного микроклимата коллектива, эмоциональное благополучие каждого его члена, возможность раскрываться. Таким образом, воспитатель должен знать положительные качества воспитанников лучше, чем их знает коллектив класса. Кроме того, он должен уметь как преподнести на первый взгляд обычные поступки трудных учащихся, чтобы они предстали перед ними и коллективом класса не только с положительной стороны, но и несколько неожиданно со всех сторон.
В этой неожиданности заключается большой педагогический смысл.
Воспитатель заставляет детей более внимательно относиться к своим обычным делам и поступкам, и видеть в них более глубокий смысл. Разумеется, уровень такого анализа у учащихся вспомогательной школы относительно невысок, но формировать его надо.
Наконец дела решает авторитет педагога, уважение и любовь к нему детей, его искренность и доброжелательность, без которых, немыслимо говорить о доверии коллектива. Сложная проблема организации общения, контроль за характером взаимоотношений учащихся, с высоким личным статусом, занимающие лидирующие положения в классе школьники могут иметь склонность к завышенной самооценке и стремление любыми способами подтверждать свой высокий статус.
Один из наиболее эффективных факторов воздействия коллектива на нравственное становление личности, это общественное мнение, под которым принято понимать.
Не следует делать объектом обсуждения одних и тех же детей, желательно обсуждать поступки всех по очереди членов коллектива, в результате создается спокойная, дружеская обстановка в классе.
Не добьется успеха тот педагог, который попытается воспитать у детей чувства долга перед коллективом только критикой.
Критика со стороны воспитателя, товарищей, может ожесточить школьника. Критику надо подкреплять заботой и помощью.