лариса логинова
Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в рамках реализации проекта «Этот славный день Победы»
▼ Скачать + Заказать документы
Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Так мной был разработан и реализован долгосрочный проект : «Этот славный День Победы!» посвященный 75 летию Победе. Проект составлен на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности.
Публикация «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в рамках реализации проекта „Этот славный день Победы“» размещена в разделах
Цель проекта : воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи проекта :
- Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
- Познакомить с историческими фактами военных лет;
- Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет;
- Осуществлять работу по патриотическому воспитанию дошкольников, формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;
- Сохранять трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
- Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье;
Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.
Работая над проектом знакомила детей с литературными произведениями, рассматривали фотографии, плакаты, иллюстрации о войне. Использовала в работе дидактические и сюжетно ролевые игры.
С детьми составляли рассказы на тему войны, разучивали песни, стихи, пословицы, поговорки. Дети проявляли творчество в изобразительной деятельности, создавали открытки, рисунки, поделок
Параллельно велась работа с родителями по привлечению их к совместной игровой и творческой деятельности. В ходе бесед ознакомила родителей с дидактическими играми, которые можно организовывать в домашних условиях.
Продукты проектной деятельности : создание патриотического уголка в группе; рисунки, аппликации, поделки, открытки на тему «Война глазами детей»; презентация в формате Microsoft PowerPoint проекта «Этот славный День Победы»; выставка поделок военной техники из ТИКО конструктора; создали альбомы: «Дети герои ВОВ», «Плакаты, иллюстрации и фото военных лет»; дидактические игры «Ордена и медали ВОВ» «Кубики – пазлы ВОВ» «Разрезные картинки о ВОВ»; выпуск стенгазеты «9 Мая – День Победы!»;
В ходе работы была организована предметно-развивающая среда в группе, старалась сделать ее как можно более насыщенной, полифункциональной, вариативной, трансформируемой, доступной и безопасной для детей. При формировании развивающего пространства в помещении группы принималась во внимание ведущая роль игровой деятельности. Это достигалось тем, что освобождали центральную часть помещения группы, чем были предоставлены условия для двигательной активности детей. Насыщенность среды помещения группы соответствовала возрасту детей, при этом соблюдалось разнообразие инвентаря, материалов, оборудования, что обеспечивало дошкольникам двигательную, творческую, познавательную активность.
Одним из эффективных средств патриотического воспитания является сюжетно-ролевая игра. Игра помогает сформировать определенные отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни, поскольку в игре дошкольников по-своему отражается окружающая действительность, содержание игры дает возможность ребенку осознать мотивы и цели труда и подвига взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются ребенком через роль, сюжет и через игровые правила.
Беседуя с детьми о войне формировала правильное отношение к явлениям общественной жизни, систематизировала и углубляла знания о Родине, о Родном крае, об Армии, о Защитниках отечества, об истории своей страны, ее традициях и обычаях. Воспитывала уважение к героям Великой Отечественной войны, чувство гордости за народ, победивший врага.
Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, сопровождала беседы наглядным материалом фотографиями, иллюстрациями, открытками.
В патриотическом воспитании экскурсии и целевые прогулки играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции.
В ходе проведенных экскурсий, посвященных дню Победы, дети научились ориентироваться в истории нашей страны.
Дети закрепили такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия, победитель. Сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги. Участие в экскурсии вызвало у детей чувство восхищения, стремление подражать таким героям, солдатам нашей страны.
В группе оформили выставку совместного творчества. Что способствовало формированию положительной самооценки у ребенка, а у родителей чувство гордости за достижениясвоего ребенка, желан
ие поддержать интерес и развивать способности ребенка.
На занятиях дети знакомились с памятниками, которые увековечивают подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Это обелиски, монументы, памятники-пушки, памятники танки, памятники-самолеты, памятники-корабли, установленные в честь освобождения родного края, страны, а в свободной деятельности дети с удовольствием конструировали военную технику из разных видов конструкторов.
Так например интересно прошло конструирование из бросового материала, дети из губки мастерили танк Т-34 в подарок папам и дедушкам.
Родители и дети приняли активное участие в творческом фестивале «ТИКО - бум «Военная техника» за что были награждены дипломами и сертификатами.
Совместно с музыкальным руководителем проведено итоговое мероприятие для пап посвященное «23 Февраля!» Папы приняли активное участие
Результатом совместной работы родителей и детей стала книга – альбом «Юные герои Великой войны» в которой описаны подвиги детей участвовавших в Великой Отечественной войне.
Работая над проектом, у детей повысился уровень представлений о родном городе, стране. Дети стали открытыми в проявлении чувств. Они говорят о своей любви к природе родного края, любви к своему городу, стране, проявляют любознательность и желание узнать о героях войны.
Возрос познавательный интерес, обогатился и активизировался словарь, значительно расширились представления о жизни людей в те далекие военные годы. Это свидетельствует о том, что достижение более высоких уровней патриотической воспитанности обусловлено не случайными факторами, а имеет закономерный характер. Работа по патриотическому воспитанию в рамках проекта, проведённая с детьми, дала положительные результаты.