Новосельцева Татьяна Владимировна
Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности
Развитие творческой активности, игровых и коммуникативных умений детей происходит под непосредственным руководством педагога. Он побуждает детей к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности : мимики, жеста, позы, движения, интонации. Самостоятельно в театрализованные игры даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают игры–драматизации по предложению воспитателя и под его руководством. Но, если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная. Это, несомненно, будет способствовать формированию навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте.
Публикация «Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности» размещена в разделах
Цель моей работы: - формирование навыков взаимодействия со сверстниками у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
Определив цель, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Повысить творческую активность детей, развивать умения детей самостоятельно находить пути взаимодействия со сверстниками в процессе театрализованной деятельности.
2. Создать условия для активного участия родителей воспитанников в театральной деятельности, обеспечив, таким образом, для них открытость образовательной системы ДОУ.
Принципы работы:
1) полноценное проживание ребенком раннего и дошкольного возраста, обогащение детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество детского сада с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей;
10) построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе.
Педагогические условия, для формирования навыков взаимодействия со сверстниками у старших дошкольников :
- создание обогащённой предметно-пространственной среды для развития интереса к театрализованной деятельности,
- вовлечение в выполнение творческих заданий;
- интеграция театрализованной деятельности;
- участие родителей воспитанников в театрализованных досугах, праздниках;
- стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к театрализованной деятельности.
Работа по данной теме началась с детьми средней группы. В этом возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм, его дифференциация, заключающаяся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская, становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнерства, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц.
В группе была создана развивающая предметно – пространственная среда. Она включала в себя различные виды театра :
• конусный настольный театр (изготовленный родителями воспитанников) Он помогает учить детей координировать движения рук и глаз, учит сопровождать движения пальцев речью, побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
• пальчиковый театр
- способствует развитию речи, внимания, памяти;
- формирует пространственные представления;
- развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
- повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
• кукольный театр
• театр картинок (фланелеграф)
Фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели её героев, рассказывая сказку. Они выкладывают героев на фланелеграфе в том порядке, в каком они появляются. Можно использовать магнитную доску и бумажные фигурки – героев сказки.
• театр игрушки
Очень близок детям, так как они ежедневно играют похожими игрушками. В него можно играть не только за столом, но и лежа на ковре.
• теневой театр
Театр теней – древний театр. С незапамятных времён показывают теневые картинки в Индии, Китае, на Яве и в Турции на улице ночью при свете масляных ламп. Дети сначала являются зрителями, затем сами становятся участниками.
• вязаный театр (изготовлен родителями воспитанников)
Мягкие красивые фигурки вязаных сказочных героев привлекают детей, вызывают интерес.
- формирует творческие способности, артистизм,
- обогащает пассивный и активный словарь;
- развивает моторно - двигательную, зрительную, слуховую координацию
• театр кукол Би-ба-бо
Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.
Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры – драматизации. Для драматизации использовать сначала отрывки из сказок, где есть повторы, а затем и всю сказку («Колобок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка»)
Мною было разработано перспективное планирование театрализованной ной деятельности детей средней группы
Данные игры применялись как в совместной деятельности, так и включались в непосредственную образовательную деятельность по речевому развитию.
Большое значение придавалось использованию артикуляционной гимнастики. Она проводилась ежедневно, с подгруппой детей, с учетом их индивидуальных речевых возможностей.
Особый интерес у детей вызывают артикуляционные сказки. Мною подобрана картотека артикуляционных сказок разных авторов в соответствии с возрастными особенностями детей.
У детей развиваются следующие театрально-игровые умения :
1. Умения, обеспечивающие дальнейшее развитие позиции «зритель» (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов, благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников-артистов»).
2. Умения, связанные с совершенствованием позиции «артист». Главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены, для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера.
3. Умения, обеспечивающие первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игpe, т. е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнить его игрушками и фигурками по своему усмотрению.
4. Умения, позволяющие ребенку овладеть основными умениями оформителя спектакля, определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.
5. Умения, направленные на позитивное, уважительное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.
В старшей группе осуществлялась разработка и реализация долгосрочного проекта с детьми и родителями: «Чудо по имени Театр»
Основные задачи работы в рамках проекта:
1. Воспитывать навыки театральной культуры, как части общей культуры дошкольников
2. Развивать эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость.
3. Последовательно знакомить детей с различными жанрами художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение).
4. Развивать и совершенствовать все стороны речи: добиваться правильного произношения звуков, расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи.
5. Создавая в группе доброжелательную, гармоничную атмосферу сотрудничества, побуждать дошкольников к самостоятельному уважительному общению друг с другом, со взрослыми.
6. Способствовать формированию основ безопасного поведения в быту, на природе, в социуме.
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот, что необходимо ребёнку».
Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.
Кроме того, при обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа.
Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
В ходе проведения этюдов и упражнений подбирается музыка, соответствующая определенному движению, настроению. Слушая музыку, дети могут сами фантазировать «увиденные» при помощи воображения образы: под вальс цветов из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» представлять танцы различных сказочных существ (фей, эльфов, волшебниц) и изображать их в танцевальной импровизации. Для этого используются этюды, тренинги, упражнения, которые развивают навыки театрально – игровой деятельности.
В процессе игр, этюдов, упражнений необходимо заботиться о развитии интонации, мимики и движения детей. Это достигается при помощи выразительных показов взрослого, когда он использует игровой материал. Всякое обращение к ребенку должно иметь эмоционально выраженный подтекст, который говорит о том, что хочет сказать своим обращением педагог. Ребенок постепенно учится «считывать» информацию и овладевает выразительными средствами. Упражнения могут носить специально ориентированный характер: на жест («Прошу садиться», «Подойди ко мне» и др., на интонацию (выделение голосом в одинаково построенных фразах разных слов, на мимику («Я улыбаюсь», «Мне грустно» и др.).
Я использую инсценированные стихи для вовлечения детей в ролевое взаимодействие. Для этого берется стихи с ярко выраженной эмоциональной направленностью. Интонации легко усваиваются детьми, они хорошо входят в образ. В играх я использую сюжеты, близкие сюжетно-ролевой игре : «В парикмахерской», «У доктора» и др.
Для работы над продолжительным действием беру обычно сказки, мини - сценки. Очень оправдывает себя такая работа над небольшими сказками, которая от начала обращения к произведению и до показа готового спектакля занимает несколько недель. В этот период сказка легко запоминается детьми, не требуется специального разучивания текста, так как он непроизвольно запоминается сам. Подобная деятельность создает благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка.
Также в течение года все проводимые мероприятия с детьми и родителями носили театрализованный характер. Каждый ребенок сыграл свою маленькую или большую роль в наших представлениях. Охотно принимали участие в них и родители воспитанников. Для них была разработана серия консультаций по данному направлению.
Итоговым мероприятием в работе над проектом стала постановка спектакля с участием родителей воспитанников «Приключения Насти в сказочной стране»
В подготовительной к школе группе работа продолжается.
Мною разработано перспективное планирование театрализованной деятельности.
Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, учатся самостоятельно находить способы образной выразительности, между ними развиваются партнерские отношения.
У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций:
1) Умения, связанные с совершенствованием позиции зрителя как «умного, доброго советчика».
2) Умения, предполагающие углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.
3) Умения, обеспечивающие становление позиции «режиссер-сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
4) Умения, позволяющие ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера : появляется способность обозначать место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчески использовать предметы-заместители и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения.
5) Умения, предполагающие использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу и при анализе результатов театрализованной постановки.
Таким образом, коллективная театрализованная деятельность направлена
- на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности;
- на самостоятельное творчество;
- развитие всех ведущих психических процессов;
- способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы;
- создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; - помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.