Елена Червякова
Формирование навыков прыжков младших дошкольников средствами подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье раскрыты возможности подвижных игр в контексте формирования навыка прыжка дошкольников средствами подвижных игр.
Ключевые слова: подвижная игра, навыки прыжков, младшие дошкольники.
C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Педагогам, на этапе реализации Федерального государственного образовательного стандарта, предстоит творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования, условия его реализации относительно особенностей конкретного дошкольного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса.
Публикация «Формирование навыков прыжков младших дошкольников средствами подвижных игр» размещена в разделах
Одной из пяти образовательных областей является физическое развитие, где конкретно указаны виды движений, упражнений которыми должен овладеть дошкольник. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, cспособствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, а также с правильным выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Среди многообразных средств физического воспитания дошкольников как самое доступное и эффективное средство можно выделить игру. Подвижные игры выступают как эффективное средство развития физических качеств дошкольника Особенность подвижных игр заключается в свободе действий, положительных эмоций, закреплении движений. С. О. Филиппова, Э. Я. Степаненко рекомендуют использовать в играх для малышей простые и разнообразные движения, в том числе некоторые виды прыжков : прыжки в высоту, прыжки в длину с места.
Проведенный анализ научной, педагогической и методической литературы показал, что многие исследователи рекомендуют включать подвижные игры и в повседневную жизнь детей и в физкультурные занятия в ДОУ, а также использовать их на прогулке. Далее возникает противоречие между широким спектром возможностей подвижных игр в контексте формирования навыка прыжка дошкольников и отсутствием систематизации игровых средств, а также недостаточной разработанностью научно-обоснованных методических подходов к их реализации.
Актуальность данной работы определяется недостаточной разработанностью методологических основ развития теории и методики использования подвижных игр, направленных на формирование навыков прыжков у младших дошкольников и отсутствием научно-обоснованных педагогических рекомендаций по их использованию в ДОУ.
Цель нашей работы: формирование навыков прыжков у младших дошкольников средствами подвижных игр
Задачи нашей экспериментальной работы:
1. Изучить теоретические основы формирования навыков прыжков у детей младшего дошкольного возраста
2. Составить картотеку подвижных игр, направленных на формирование навыков прыжков и апробировать на практике с детьми экспериментальной группы.
Объект исследования– процесс формирования навыков прыжков у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования подвижные игры формирования навыков прыжков у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что можно повысить уровень сформированности навыков прыжков у детей четвертого года жизни, при условии использования подвижных игр в различные режимные моменты дня.
Наше исследование проводилось на базе ГБДОУ детский сад №57 комбинированного вида Кировского района г. Санкт-Петербурга
В ходе исследования нами были рассмотрены основные особенности развития навыков прыжков младшего дошкольника, влияние подвижных игр на совершенствование последних. Обучение прыжкам проводилось в различные режимные моменты дня: на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, в подвижных играх, в индивидуальной работе, а так же в самостоятельной игровой деятельности. В подвижных играх эти упражнения являются естественным компонентом сюжета и игры, благодаря чему движения детей совершенствуются и приобретают своеобразную эмоционально - образную выразительность.
Результатом нашей экспериментальной деятельности стала картотека подвижных игр с прыжками для детей для детей 4 года жизни, способствующие развитию навыков прыжков.
В заключении проведения экспериментальной работы нами был проведен контрольный эксперимент, цель которого - выявить динамику уровня развития навыков прыжков детей младшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной работы.
Наглядно сопоставим уровни развития прыжка в длину и прыжка в высоту детей четвертого года жизни на констатирующем и контрольном этапах исследования в экспериментальной группе
Уровни развития прыжка в длину с места у детей
младшего дошкольного возраста.
Уровни развития прыжка в высоту с места у детей
младшего дошкольного возраста.
Результаты контрольного эксперимента позволили констатировать положительную динамику в развитии навыков прыжков у детей. Общий анализ результатов контрольного эксперимента свидетельствует о том, что уровень развития навыков прыжков у детей младшего дошкольного возраста при систематическом использовании подвижных игр повышается.
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов можно сделать вывод о том, что грамотная разработка и компетентная апробация комплекса подвижных игр и упражнений для детей 4 года жизни дали развивающий эффект, что доказало эффективность работы, проведенной в ходе формирующего эксперимента.
Результаты проведенного исследования позволяют предложить ряд рекомендаций в практику организации подвижных игр на прогулках, в группе, в режимные моменты дня для развития навыков прыжков детей четвертого года жизни:
для наиболее эффективной и целесообразной работы по физическому
воспитанию детей четвертого года жизни, подбор игр следует осуществлять с учетом физических навыков и психических особенностей детей;
для закрепления у детей навыков прыжков, полезно повторять игры в течение всего года и в определенной последовательности. Именно последовательное повторение игр в определенной системе способствует лучшему их усвоению;
не форсировать события по обучению малышей прыжкам, а создавать условия, стимулирующие ребенка на выполнение движения;
стараться объяснять новую игру эмоционально и выразительно, принимать непосредственное участие в игре, проявлять заинтересованность действиями детей;
основная задача при выполнении всех видов прыжков - приучать детей мягко приземляться, эластично сгибая ноги, как бы немного приседая и тотчас снова выпрямляясь.
при выполнении той или иной роли в игре, педагог подсказывает, как нужно двигаться, образец правильного выполнения движений.
стараться варьировать, что -то менять в содержании подвижных игр, менять пособия и атрибуты.
Список литературы
1. Бауэр, О. П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников : учебное пособие для студентов / О. П. Бауэр; под ред. С. О. Филипповой, Г. Н. Пономарева. - СПб. : ВВМ, 2014. - С. 331-332.
2. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях М. : Академия, 2012 - 320 с.
3. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка Э. Я. Степаненкова//[Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. -- М. : Издательский центр «Академия», 2006. -- 368с
Червякова Е. А.
Санкт-Петербург
4erv77@mail.ru