Ирина Шаповалова
Формирование навыков общения в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе.
Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается.
В период дошкольного детства малыш получает основные уроки взаимодействия с другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях.
Публикация «Формирование навыков общения в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Для того чтобы помочь детям овладеть разными формами общения, я использую различные методы и приемы.
Общение со сверстниками.
Дошкольник не может обойтись без сверстников, однако, его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоэффективным. Ребенка нужно учить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение. И замечательно, когда такое обучение подкрепляется реальным примером взрослого – в семье и в детском саду.
Трудности в общении.
У детей имеющих трудности в общении со сверстниками зачастую преобладает отчужденное отношение к другим детям. Они проявляют свою неудовлетворенность в общении, становятся раздраженными, агрессивными, либо могут «уйти в себя», замкнуться.
Огромное значение для развития навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия – является умение детей уважительно и неконфликтно выражать собственные мысли и желания.
Чтобы помочь детям наладить отношения между собой я использую игры и упражнения направленные на развитие коммуникативных способностей.
Упражнение «Ласковое имя», дети ласково называют друг друга по имени. Упражнение «Волшебный стул», один из детей садится в центр, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты, можно погладить сидящего, обнять.
Наши дети очень любят игру «Прогулка с завязанными глазами» эта игра помогает испытывать положительные чувства к друг другу, способствует доверию и формирует ответственность за другого человека.
Дети по желанию, разбиваются на пары - ведомого с завязанными глазами и ведущего. Ведущий берет ведомого за руку и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает, и как избежать падения. Затем дети могут поменяться местами. В конце упражнения обсудите чувства детей во время игры, в какой роли им понравилось быть больше всего.
Еще одна из игр которую я использую в своей работе, «Пирамида любви», эта игра воспитывает уважительное, заботливое отношение к людям, умение выражать позитивные эмоции, развивает навыки взаимодействия.
Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: "Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, детей, свой город и т. д. Расскажите и вы, кого и что любите. А сейчас давайте построим "пирамиду любви" из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, а затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей руки свою. Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Какая высокая пирамида у нас получилась, а все потому, что мы умеем любить сами и любимы.
Детям нашей группы очень нравится игра «Сороконожка» которая учит детей взаимодействию со сверстниками, способствует сплочению детского коллектива. Дети встают друг за другом на корточки а руки кладут на плечи соседа, начинают двигаться вперед. Сначала медленно, а затем быстрее. Можно усложнять движения "сороконожки" (присесть, попрыгать и др., главное оставаться целостной.
"Рисуем всей группой» это упражнение я использую в своей работе для того чтобы научить детей договариваться, уважать чужую работу, познавать пространство.
Дети рисуют на одном листе бумаги одновременно и каждому дается один фломастер, но для того чтобы сделать свои рисунки разноцветными, нужно обмениваться фломастерами с друг другом (в вежливой форме).Взрослый наблюдает за процессом и в случае возникновения конфликтных ситуаций предлагает варианты их решения.
Очевидно, что общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребенка: от того, насколько, успешно складывается это общение, зависит темп развития ребенка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям.
Используя в своей работе различные методы и приемы мы формируем не только правильную речь, но и способствуем развитию коммуникативно-речевых умений.
Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
Не существует универсальных способов решения всех проблем, связанных с воспитанием детей, однако, обладая сильным желанием, терпением и любовью, мы сможем поделиться с ребенком всем лучшим, что есть в нашем сердце.