Галина Черникова
Фoрмирование нaвыков и умений в oвладeнии связной речью
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из приоритетных направлений в работе учителя-логопеда речевого ДОУ является развитие у детей связной речи. Но параллельно с этой работой необходимо проводить коррекционные мероприятия по развитию всех основных направлений: лексики, грамматики и фонетики. Только четко проговариваемые звуки в словах, правильно согласованные грамматически и богатые лексически фразы помогут ребенку овладеть красивой развернутой связной речью.
Публикация «Фoрмирование нaвыков и умений в oвладeнии связной речью» размещена в разделах
Для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) овладение связной речью является весьма трудной задачей, которая предопределяет коррекцию всех компонентов языка. У детей данной категории отмечается бедность словарного запаса, отсутствие или искажение различных групп звуков, отмечается много аграмматизмов.
Первичный этап работы с детьми состоит в развитии у них обиходно-разговорной речи. После овладения ребенком простой, а затем развернутой фразой, можно приступать к обучению рассказыванию.
Основные направления при обучении описательно-повествовательной речи включают в себя следующее:
1. Пoстроение полных предложений: начиная от более простых, заканчивая более сложными кoнструкциями;
2. Упражнения oбучения речи с использованием диалога (включение в разговор наиболее развернутых и подробных фраз);
3. Упражнения в обучении связной описательно-повествовательной речи.
1. Обучение построению предложений ведется с использованием следующих способов:
– Составление предложений по демонстрируемому действию:
(- Оля, нарисуй цветочек. Что сделала, Оля?
- Оля, нарисовала цветочек)
Аналогично строятся задания по составлению предложений на основе инсценировки.
(- Дети, герой какой сказки пришел к нам в группу?
- К нам в группу пришел Лунтик).
– Построение предложений с помощью ответов на вопросы:
(«Что (кого) ты видишь?», «Что это такое? и др.)
– Составление предложений по картинке с сюжетом. Предложения строятся с использованием вопроса: «Кто? Что делает?» и без его использования.
(Миша сидит за столом и рисует машину).
– Построение предложений по нескольким картинкам:
(Кошка-сметана).
– Добавление пропущенных слов в предложения:
(Вова залез на дерево и сорвал …. Маша читает … .)
– Построение предложений с использованием опорных слов. В качестве таких слов могут быть как существительные, так и прилагательные, глаголы:
(Шофер, машина, красная, гараж, поставить).
2. Обучение речи с использованием диалога ведется по следующим приемам:
– В процессе занятия логопед побуждает ребенка к более развернутому и подробному рассказу, используя в ходе разговора дополнительные наводящие вопросы;
– Обучение ребенка постановке вопроса:
(«Какой вопрос можно задать, глядя на эту картинку?»,
«Что изображено на картинке?»,
«Что делает девочка?»,
«Что девочка держит в руках?»);
– Использование на занятиях игровых ситуаций:
(«Сегодня Маша будет учителем. Она будет задавать вопросы, на которые вы должны отвечать»);
– Организация парного диалога между детьми, когда один ребенок задает вопросы с использованием картинки или без, а другой отвечает. При этом необходимо оценивать прaвильность вeдения диалога и его длительность;
– Использование игры: «Что лежит в мешочке? (по различным лексическим темам: овощи, фрукты, животные, посуда). Предварительно рассмотренные детьми предметы складываются в мешочек. Затем один из детей вынимает из мешочка предмет, и не показывая, описывает его. Дети должны определить предмет данной категории по названным признакам;
– Заучивание и инсценирование диалогов из сказок и рассказов по различным темам. («Лиса и еж» Н. Сладкова, «Репка», «Колобок», «Теремок» и т. д.).
3. Обучение связной описательно-повествовательной речи подразделяется по степени сложности на четыре группы: по готовому образцу, по восприятию, по памяти и по воображению.
– в рассказы детей по готовому образцу входят следующие виды работ: пересказывание литературных текстов;
– рaсскaы детей пo вoсприятию: об игрушке, о предмете, по картинке и серии сюжетных картинок;
– более слoжных рассказов по пaмяти: из личного опыта, описание предмета по памяти;
– рассказы по воображению: миниатюры, придумывание окончания рассказа к начатому логопедом; сочинение рассказа на предложенную тему по определенному плану.
Обучение пересказу можно начинать уже с трехлетнего возраста. В системе формирования связной речи этот вид работы занимает одно из ведущих мест. Как показывает практика, при правильном подборе материала и методических приемов обучения дети достаточно охотно учатся пересказывать не только знакомые сказки и рассказы. При этом необходимо не перегружать объем текста, четко выделять начало, середину и конец сюжета. Важно подбирать понятные и интересные тексты со знакомой лексикой и короткими лаконичными фразами.
Традиционная методика обучения пересказу предполагает данную последовательность работы:
– предварительную беседу, подводящую к содержанию текста;
– чтение рассказа без нацеливания на пересказ;
– ответы на вопросы по содержанию текста;
– повторное чтение рассказа с установкой на запоминание;
– самостоятельный пересказ с помощью вопросного плана.
У детей с ОНР часто встречаются большие трудности при составлении пересказов. Эти дети не всегда полностью понимают предложенный текст, опускают существенные для понимания детали, часто путают последовательность событий, не могут подобрать нужное слово, допускают повторы, употребляют коммуникативно слабые предложения. Все эти ошибки делают недостаточно понятной речь детей с ОНР. Для устранения этих недостатков необходимо использовать дополнительные приемы, обеспечивающие запоминание и воспроизведение рассказа. Огромная роль в решении этой проблемы отводится наглядности.
При обучении пересказу или составлению рассказов повествовательного характера используются:
– демонстрируемое действие;
– картинно-графический план и тексты «цепной структуры» (по методике В. К. Воробьевой).
В основе этого метода составления рассказов лежат два правила:
первое - наличие смысловой связи слов в предложениях;
второе - языковая связь.
При составлении текстов необходимо следить, чтобы каждое последующее предложение соединялось с предыдущим одними и теми же словами или их заместителями:
Моя мама работает учителем в школе.
В школе учится много разных детей.
Дети в школе получают много знаний.
Эти знания пригодятся им в дальнейшей жизни.
Стык двух предложений здесь является единицей связной речи.
– предметные картинки, которые выкладываются в процессе чтения;
– работа с магнитной доской;
– серии сюжетных картин;
– выполнение зарисовок по ходу чтения текста;
– картинки-символы.
Данные приемы работы позволяют детям при рассказывании сохранять логическую последовательность событий.
При составлении рассказов описательного характера используются:
– сенсорно-графический план, который дает возможность формировать исследовательскую деятельность детей, направленную на выявление свойств, признаков и качеств предмета, а также задает линейную программу описания;
– схемы описания (по различным темам: «Игрушки», «Животные», «Времена года»).
В работе по формированию навыков и умений овладения связной речью фрагментарно используются методики, предложенные В. К. Воробьевой, Л. Н. Ефименковой, рекомендации Т. Б. Филичевой, а также практиков: Т. А. Ткаченко, В. В. и С. В. Коноваленко.
Вся работа строится по мере нарастания сложности: пересказ – составление рассказа – пересказ с элементами творчества – творческий рассказ и с постепенным убыванием наглядности (демонстрируемое действие – магнитная доска – серия сюжетных картинок – сюжетная картинка).
Навыки и умения, полученные в процессе такой работы готовят детей к сложным по форме и содержанию видам рассказывания.
При проведении занятий по составлению рассказов используются следующие приемы, способствующие повышению внимания:
– пересказ «по цепочке» (каждый ребенок называет только одно предложение, передает содержание одного смыслового звена);
– рассказывание по частям (ребенок рассказывает содержание одной сюжетной картинки из серии);
– перекрестный пересказ (один ребенок называет предложение по-старому, другой - по-новому);
– пересказ всего текста.
Описанная выше система работы позволяет повысить у детей интерес к рассказыванию. Изложение текстов становится более логичным. Дети начинают точнее выбирать лексические средства, реже нарушать структуру предложений. Работа по формированию связной речи с использованием данных методик более углубленно и системно приводит к достаточному количеству положительных результатов.