Любовь Парсаева
Формирование навыка составления последовательного рассказа по картинкам у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Составление последовательного рассказа по картинкам является очень важным навыком в успешном развитии детей. Для формирования этого навыка у детей младшего дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные особенности : способность удерживать произвольное внимание очень небольшое время, особенности памяти младших дошкольников - больше запоминаются эмоционально наполненные образы. Сказки В. Г. Сутеева являются прекрасным материалом для формирования навыка составления последовательного рассказа по картинкам.
Публикация «Формирование навыка составления последовательного рассказа по картинкам у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Занятие № 1. «Моя первая книжка»
Задачи:
1. Воспитание интереса к художественной литературе, желания слушать литературные произведения.
2. Развитие диалогической речи, формирование навыка составления последовательного рассказа по картинкам.
3. Развитие общей и мелкой моторики, ритмических движений.
4. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование: большая мягкая игрушка Мишка, текст сказки В. Г. Сутеева «Три котенка» (первый эпизод, карточки с изображениями по сюжету сказки В. Г. Сутеева «Три котенка» (первый эпизод).
Ход занятия:
Приветствие.
Пальчиковая гимнастика «Кошки-мышки»
Вот кулак (Показать кулак левой руки)
А вот ладошка (Раскрыть пальцы правой руки, ладонь вверх)
На ладошку села кошка (Кулак левой руки на ладонь правой)
Села мышек посчитать (Пальцы левой руки водят по ладошке правой)
Раз, два, три, четыре пять (Загибать по одному пальцу левой)
Мышки очень испугались, (Вращать кулаком)
В норки быстро разбежались. (Спрятать кулак под правую подмышку)
- Ребята, посмотрите, что подарили Мишутке! Показать книгу В. Сутеева.
- Что это? Это – книга. Посмотрите, какая она красивая, какие здесь есть картинки. (Дать детям книгу, пролистать, рассмотреть картинки.)
- Сегодня мы с вами познакомимся с котятами. Я сейчас вам прочитаю историю про котят, а вы послушайте! (Прочитать первый отрывок из сказки «Три котёнка» (про мышь и муку).
- Вот эти котята. (Достать рисунок с котятами, рассмотреть, назвать цвета котят.)
- А что же здесь нарисовано? (Положить карточку с сюжетом, как котята увидели мышь, задать вопросы, помочь ответить при необходимости.)
- Что произошло дальше? (Последовательно, по сюжету первой части показать детям карточки, задавая вопросы по картинкам.)
- Молодцы ребята, вот такая сказка про приключения котят. На следующем занятии узнаем, что же произошло дальше с котятами.
Физкультминутка «Котик»
Вышел на зарядку котик, (Ходьба на месте)
Подтянул он свой животик. (По тексту)
К небу потянулся (Руки вверх, потянуться)
И к земле нагнулся (Наклон вниз)
Направо повернулся, (Руки на поясе, поворот направо)
Налево посмотрел, (Руки на поясе, поворот налево)
А теперь наш котик быстренько присел (Присесть)
Серую мышку поймать он захотел (Хлопок пред собой)
Похвалить детей, завершить занятие.
Занятие №2. «Моя первая книжка»
Задачи:
1. Воспитание интереса к художественной литературе, желания слушать литературные произведения.
2. Развитие диалогической речи, формирование навыка составления последовательного рассказа по картинкам.
3. Развитие общей и мелкой моторики, ритмических движений.
4. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование: большая мягкая игрушка Мишка, текст сказки В. В. Сутеева «Три котенка» (второй эпизод, карточки с изображениями по сюжету сказки В. В. Сутеева «Три котенка» (второй эпизод – котята погнались за лягушкой)
Ход занятия:
Приветствие.
Пальчиковая гимнастика «Кошки-мышки»
Вот кулак (Показать кулак левой руки)
А вот ладошка (Раскрыть пальцы правой руки, ладонь вверх)
На ладошку села кошка (Кулак левой руки на ладонь правой)
Села мышек посчитать (Пальцы левой руки водят по ладошке правой)
Раз, два, три, четыре пять (Загибать по одному пальцу левой)
Мышки очень испугались, (Вращать кулаком)
В норки быстро разбежались. (Спрятать кулак под правую подмышку)
- Ребята, посмотрите, кто это? Мне кажется, мы уже их знаем. Показать картинку с тремя котятами.
- Помните, что они делали? (Выслушать ответы, при затруднении напомнить предыдущий сюжет.)
- Наш Мишутка очень хочет узнать, что же происходило дальше с котятами. Прочитаем? (Достать книгу, прочитать второй эпизод (котята и лягушка).
- Были котята – белые, стали – … (Показать соответствующие изображения).
- Как же котята стали из белых черными? (Разложить перед детьми карточки с изображениями и последовательно их сложить сопровождая рассказом вместе с детьми.)
- Вот такие озорные и веселые котята.
Физкультминутка «Котик»
Вышел на зарядку котик, (Ходьба на месте)
Подтянул он свой животик. (По тексту)
К небу потянулся (Руки вверх, потянуться)
И к земле нагнулся (Наклон вниз)
Направо повернулся, (Руки на поясе, поворот направо)
Налево посмотрел, (Руки на поясе, поворот налево)
А теперь наш котик быстренько присел (Присесть)
Серую мышку поймать он захотел (Хлопок пред собой)
Похвалить детей, завершить занятие.
Занятие № 3. «Моя первая книжка»
Задачи:
1. Воспитание интереса к художественной литературе, желания слушать литературные произведения.
2. Развитие диалогической речи, формирование навыка составления последовательного рассказа по картинкам.
3. Развитие общей и мелкой моторики, ритмических движений.
4. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование: большая мягкая игрушка Мишка, текст сказки В. Г. Сутеева «Три котенка» (третий эпизод-ныряние котят в пруд за рыбкой, карточки с изображениями по сюжету сказки В. Г. Сутеева «Три котенка» (третий эпизод, гимнастические ворота, мячи.
Ход занятия:
Приветствие.
Пальчиковая гимнастика «Кошки-мышки»
Вот кулак (Показать кулак левой руки)
А вот ладошка (Раскрыть пальцы правой руки, ладонь вверх)
На ладошку села кошка (Кулак левой руки на ладонь правой)
Села мышек посчитать (Пальцы левой руки водят по ладошке правой)
Раз, два, три, четыре пять (Загибать по одному пальцу левой)
Мышки очень испугались, (Вращать кулаком)
В норки быстро разбежались. (Спрятать кулак под правую подмышку)
- Мишутка нам что-то хочет показать. Что это у тебя, Мишутка? Ребята, посмотрите, кто это? (Показать изображения трёх котят. Выслушать ответы детей, при необходимости напомнить, кто это.)
- Ребята, а как мы про них узнали? Мы прочитали про них вот в этой книжке. (Показать книгу, пролистать.)
- Узнаем, что еще случилось с котятами? (Прочитать третий эпизод.)
- Вот такие котята. (Показать картинку с изображением мокрых котят. Задать вопросы: какие котята (мокрые, какого цвета (белый, серый, черный).
- А здесь какие котята? (Показать картинку, где все котята – черные. Вместе с детьми рассказать про котят, что они- одинаковые, черные.)
Разложить последовательно, по сюжету третий эпизод, задавая вопросы детям, при необходимости – помочь.
- Давайте мы с вами вспомним, что делали котята. (Показать первый эпизод с мышкой.) Как котята прыгали за мышкой? (Попрыгать вместе с детьми.)
Показать второй эпизод с лягушкой.
- Как котята ползли по трубе? (Расставить ворота и предложить ребятам проползти под ними.)
Показать третий эпизод.
- Кого увидели котята? Рыбку? (Раздать мячи ребятам.)
- Ребята, мячики – это рыбки, они от вас уплывают (Прокатить мяч по полу, а вы – котятки, их догоняете.
- Молодцы, ребята, всю сказку прослушали, попрыгали, поползали и даже рыбок догоняли!
- Скажем спасибо Мишутке за такую замечательную книжку!
Похвалить детей, завершить занятие.