Жанна Такшаитова
Формирование навыка чтения с листа в первые годы обучения пианиста
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи.
Методическая разработка «Развитие навыков чтения с листа» посвящена одной из актуальных проблем обучения юных пианистов. Проблема формирования навыка чтения с листа является важным моментом в освоении фортепианной игры.
Главной целью этого вида деятельности является выработка представлений о связи мелодического комплекса с двигательными импульсами, зрительно-слуховыми представлениями.
Важными задачами являются:
Публикация «Формирование навыка чтения с листа в первые годы обучения пианиста» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
-приобретение аппликатурной техники (на основе проработки основных технических форм : гамм, арпеджио, аккордов и т. д. ,
-освоение клавиатуры «слепым методом»,
-формирование умения упрощать нотный текст,
-формирование навыка чтение с листа по вертикали,
-формирование навыка быстрого запоминания текста «фотографирования»,
-формирование навыка игры в ансамбле,
-формирование навыка восприятия группировки длительностей,
-формирование навыка игры без остановок.
В настоящее время перед педагогами ставятся все новые и новые требования как в отношении усовершенствования содержания обучения, так и активизации методов развития учащихся и подготовки их к самостоятельной работе.
Вместе с тем все с большей остротой ставиться вопрос об улучшении эстетического воспитания учащихся. Значительное место в эстетическом развитии учащихся принадлежит обучению игре на инструменте и приобретению умений самостоятельно разбираться в музыкальном материале.
Художественное развитие, расширение общего кругозора и воспитание музыкального вкуса учащихся в большой мере зависит от возможности широко знакомиться с музыкальной литературой. Чтобы получить эту возможность, необходимо овладеть навыками прочтения незнакомого материала, то есть
«чтения с листа». Овладение учащимися этими навыками всегда считалось важной педагогической задачей. «Лучший способ научиться быстро читать с листа – это как можно больше читать». Это мнение, высказанное в свое время Иосифом Гофманом, и поныне разделяют многие музыканты, особенно те из них, кто волею судеб преуспел в чтении нот, благодаря постоянной практике. Бесспорно, практический опыт - первейшее условие, главная предпосылка образования любого навыка. Однако нельзя делать основной упор на «саморазвитие» при помощи одной только практики. Это приводит к тому, что большая часть музыкантов за долгие годы обучения так и не овладевают столь
необходимым для профессионала умением.
О том, что умению и навыкам читать музыку - то есть петь или играть с листа - надо систематически обучать с детских лет, вспоминают обычно от случая к случаю. В повседневной практике дело это пущено на самотек. А между тем наши молодые музыканты и любители музыки в большинстве своем не только легкую партитуру, но и двухстрочное фортепианное изложение читают плохо.
Иногда мы взираем на это равнодушно, а иногда говорим: не дано ему это от природы!» А в основном ограничиваемся констатацией неприятного факта.
В чем же причина создавшегося положения? Во-первых, почти не разработана методика постепенного и систематического обучения чтению с листа; во-вторых, в последнее время по разным причинам начал пропадать интерес к самостоятельному домашнему музицированию. В профессиональных музыкальных школах чтением с листа занимаются в основном на начальной ступени обучения. В дальнейшем ограничиваются лишь констатацией важности этого фактора.
Практический опыт отдельных педагогов показывает, что всех можно научить вполне прилично читать нотный текст. Одной из первых в нашей стране к созданию такой методики обратилась Ф. Д. Брянская, старший преподаватель и заведующая педагогической практикой кафедры истории и теории фортепианного исполнительства и педагогики Санкт-Петербургской Государственной консерватории имени Римского Корсаково. Многолетняя экспериментальная работа с детьми, обучающимися фортепианной игре, утвердила Брянскую в мысли, что основы навыка чтения с листа должны быть заложены на первом же этапе обучения юных музыкантов.
В своей работе я рассмотрю методику формирования и развития чтения с листа на начальном этапе обучения игре на фортепиано.