Папки-передвижки

Формирование навыка чтения с листа в первые годы обучения пианиста

Жанна Такшаитова
Формирование навыка чтения с листа в первые годы обучения пианиста
▼ Скачать + Заказать документы

Цели и задачи.

Методическая разработка «Развитие навыков чтения с листа» посвящена одной из актуальных проблем обучения юных пианистов. Проблема формирования навыка чтения с листа является важным моментом в освоении фортепианной игры.

Главной целью этого вида деятельности является выработка представлений о связи мелодического комплекса с двигательными импульсами, зрительно-слуховыми представлениями.

Важными задачами являются:

Публикация «Формирование навыка чтения с листа в первые годы обучения пианиста» размещена в разделах

-приобретение аппликатурной техники (на основе проработки основных технических форм : гамм, арпеджио, аккордов и т. д. ,

-освоение клавиатуры «слепым методом»,

-формирование умения упрощать нотный текст,

-формирование навыка чтение с листа по вертикали,

-формирование навыка быстрого запоминания текста «фотографирования»,

-формирование навыка игры в ансамбле,

-формирование навыка восприятия группировки длительностей,

-формирование навыка игры без остановок.

В настоящее время перед педагогами ставятся все новые и новые требования как в отношении усовершенствования содержания обучения, так и активизации методов развития учащихся и подготовки их к самостоятельной работе.

Вместе с тем все с большей остротой ставиться вопрос об улучшении эстетического воспитания учащихся. Значительное место в эстетическом развитии учащихся принадлежит обучению игре на инструменте и приобретению умений самостоятельно разбираться в музыкальном материале.

Художественное развитие, расширение общего кругозора и воспитание музыкального вкуса учащихся в большой мере зависит от возможности широко знакомиться с музыкальной литературой. Чтобы получить эту возможность, необходимо овладеть навыками прочтения незнакомого материала, то есть

«чтения с листа». Овладение учащимися этими навыками всегда считалось важной педагогической задачей. «Лучший способ научиться быстро читать с листа – это как можно больше читать». Это мнение, высказанное в свое время Иосифом Гофманом, и поныне разделяют многие музыканты, особенно те из них, кто волею судеб преуспел в чтении нот, благодаря постоянной практике. Бесспорно, практический опыт - первейшее условие, главная предпосылка образования любого навыка. Однако нельзя делать основной упор на «саморазвитие» при помощи одной только практики. Это приводит к тому, что большая часть музыкантов за долгие годы обучения так и не овладевают столь

необходимым для профессионала умением.

О том, что умению и навыкам читать музыку - то есть петь или играть с листа - надо систематически обучать с детских лет, вспоминают обычно от случая к случаю. В повседневной практике дело это пущено на самотек. А между тем наши молодые музыканты и любители музыки в большинстве своем не только легкую партитуру, но и двухстрочное фортепианное изложение читают плохо.

Иногда мы взираем на это равнодушно, а иногда говорим: не дано ему это от природы!» А в основном ограничиваемся констатацией неприятного факта.

В чем же причина создавшегося положения? Во-первых, почти не разработана методика постепенного и систематического обучения чтению с листа; во-вторых, в последнее время по разным причинам начал пропадать интерес к самостоятельному домашнему музицированию. В профессиональных музыкальных школах чтением с листа занимаются в основном на начальной ступени обучения. В дальнейшем ограничиваются лишь констатацией важности этого фактора.

Практический опыт отдельных педагогов показывает, что всех можно научить вполне прилично читать нотный текст. Одной из первых в нашей стране к созданию такой методики обратилась Ф. Д. Брянская, старший преподаватель и заведующая педагогической практикой кафедры истории и теории фортепианного исполнительства и педагогики Санкт-Петербургской Государственной консерватории имени Римского Корсаково. Многолетняя экспериментальная работа с детьми, обучающимися фортепианной игре, утвердила Брянскую в мысли, что основы навыка чтения с листа должны быть заложены на первом же этапе обучения юных музыкантов.

В своей работе я рассмотрю методику формирования и развития чтения с листа на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

Публикации по теме:

«Формирование интереса и потребности чтения (восприятия) книг у старших дошкольников» (Из опыта работы) Хорошая книга – это друг и воспитатель, она развивает способность воспринимать прекрасное. Можно с упоением перечитывать А. Толстого, М.

Формирование двигательного навыка посредством спортивных игр и упражнений (С использованием интерактивных технологий) Одним из эффективных средств решения задач образовательной области «Физическое развитие», согласно ФГОС дошкольного образования, является.

Формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с нарушением речи на этапе изучения буквФормирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с нарушением речи на этапе изучения букв При усвоении буквенных обозначений у дошкольников с нарушениями речи отмечаются: 1) более длительный период формирования связи между звуком.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Лаборатория зеленого листа»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Лаборатория зеленого листа» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы Тема: "Лаборатория зеленого листа". Цель: расширить знания детей.

Конспект занятия (НОД) — закрепление навыка произношения звуков [Б, Б’] «Гномики Бим и Бом» Цель: Закрепление навыка произношения звуков «Б, Б'» Коорекционно-образовательные задачи: • Совершенствование умений в характеристике.

Конспекты занятий по подготовке руки к письму для детей с 5 лет с использованием листа в клетку Волшебные клеточки Конспекты заданий, игр и упражнений для подготовки руки к письму. Тема: «Знакомство с тетрадным листом» Цель. Подготовка руки к письму.

Консультация для воспитателей «Тест на развитие графического навыка» .

Первые детские творческие работы, первые слёзы радости, первые слова восхищения и благодарности «Выпрямляющая сила искусства в том, что оно способно потрясти чувства человека, повлиять на его мироощущение, воздействовать на убеждения,.

Проект «Превращение листа»Проект «Превращение листа» Проект "Превращение листа" Разработала Батаева Татьяна Александровна,воспитатель высшей квалификационной категории, М Б Д О У 58, г. Ростов.

Самые первые уроки рисования и первые творческие шедевры от 6 мес — до 1.5 летСамые первые уроки рисования и первые творческие шедевры от 6 мес — до 1.5 лет С чего начинать рисовать и когда рисовать? Этот вопрос интересует многих родителей, так же многие проходят мимо, боясь, что ребенок лишний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыка чтения с листа в первые годы обучения пианиста
Опубликовано: 30 августа 2015 в 16:34
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыка чтения с листа в первые годы обучения пианиста» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Такшаитова (УИ 361760) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД