ЮЛИЯ ШУЛИКИНА
Формирование мотивации к ЗОЖ посредством интеграции всех видов деятельности и физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств.
Публикация «Формирование мотивации к ЗОЖ посредством интеграции всех видов деятельности и физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» размещена в разделах
Доказано, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить ребенка вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если всем этим не управляет осознанная мотивация. Забота о здоровье - должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим его образ жизни. Поэтому приобщение к здоровому образу жизни следует начинать с формирования у него мотивации здоровья.
Формирование мотивации здоровья базируется на двух важных принципах:
1. Возрастной - воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства.
2. Деятельностный - мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т. е. формировать в себе новые качества путем постоянно воспроизводимых упражнений.
Воспитательная и оздоровительная направленность данной работы заключается в формировании начальных представлений о здоровом образе жизни у детей. Формирование основ здорового образа жизни осуществляется в совместной деятельности (занимательные игровые виды деятельности, дидактические игры, досуги, праздники, в режимных моментах (чтение художественной литературы, игровой деятельности, совместной деятельности, в совместной работе с семьей).
Для более эффективного решения образовательных задач определяется интеграция области «Физическое развитие» с областями:
- «Познавательное развитие» - расширение у детей кругозора в части представления о здоровье и здоровом образе жизни;
- «Социально – коммуникативное развитие» - формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни, формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в т. ч. здоровья; развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека;
- «Речевое развитие» - использование чтения художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Физическое развитие»;
- «Художественно – эстетическое развитие» - развитие навыков здорового образа жизни через музыкально-художественную деятельность.
В рамках образовательной области «Физическое развитие» проводится целенаправленная систематическая работа с детьми по формированию представлений о здоровом образе жизни. Для осуществления работы по данной теме определились следующие направления:
- привитие культурно – гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела;
- уход за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование представлений о том, что полезно, а что вредно для организма;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
С целью создания мотивации на сохранение здоровья в разных видах деятельности детям объясняется, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни, что каждый ребенок должен быть сильным, бодрым, энергичным, поэтому каждый ребенок должен думать о своем здоровье, знать свое тело научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.
С целью мотивации на ведение здорового образа жизни в процессе бесед используется: «Сказка о микробах», «Чистота – залог здоровья», «День здоровья», «Здоровье наше богатство» с детьми проводится работу по совершенствованию умственной и физической работоспособности, устойчивости к утомлению, разнообразным нагрузкам.
С целью мотивации на соблюдение правил личной гигиены через организованные виды деятельности : «Уроки Мойдодыра», «Надо, надо умываться», «Чтобы зубы не болели», детям рассказывается о бережном отношении к своему телу, уходу за ним, знакомятся с правилами личной гигиены.
С целью мотивации для формирования ценностей здорового образа жизни детям рассказывается о значении профилактики заболеваний: разных видах закаливания, дыхательной гимнастики, воздушных и солнечных ваннах, массаже, корригирующей гимнастики и др. Через практическую двигательную деятельность : игры, упражнения, досуги, викторины и др.
Даются детям элементарные понятия об инфекционных болезнях, их возбудителях: микробах, вирусах; рассказывается, что делать, когда поднимается температура и почему.
В результате организованной целенаправленной работы по формированию мотивации к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста через интеграцию всех видов деятельности, формируется определенные умения и навыки, что должно отобразиться в итоговой комплексной диагностике.
Решая основные задачи по физкультурно-оздоровительной работы с детьми, мы ежедневно в своей группе применяем разные формы двигательной активности:
1. Физкультурные занятия – они являются основной формой организованной двигательной активности. С целью заинтересованности детей использую разнообразные формы проведения занятий :
— игровые занятия (построенные на основе народных подвижных играх и игр-эстафет с включением игр-аттракционов);
— сюжетно-игровые занятия или прогулки-занятия (они сочетаются с задачами по обучению спортивному ориентированию, развитию речи);
— занятия серии «Забочусь о своем здоровье» (на этих занятиях дети учатся приемам расслабления, самомассажу, бодрящей гимнастике, проведению закаливающих и гигиенических процедур, оказанию элементарной медицинской помощи, получают начальные познания о полезных и вредных продуктах);
2. Проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики, которая направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.
3. Организация занимательной двигательной деятельности различного типа — это пальчиковые игры и упражнения, которые используются во всех видах деятельности, что позволяет детям снять утомление, активизировать их внимание, повысить умственную работоспособность;
4. Организация подвижных игр, физических упражнений, оздоровительного бега на прогулке – эта форма работы направлена на улучшение общей физической подготовленности, на удовлетворение биологической потребности в движениях;
5. Проведение бодрящей гимнастики после дневного сна — целью, которой является поднять настроение и мышечный тонус детей. Первая часть гимнастики — упражнения в постели, вторая часть — корригирующие упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, третья часть — закаливающие процедуры.
6. Организованный здоровый сон.
7. Спортивные досуги, праздники (которые развивают сообразительность, смекалку, воображение и творчество, и объединяют все потребности ребенка в движении и эмоциональном восприятии жизни).
Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ эффективно способствуют укреплению и сохранению здоровья воспитанников.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
“Вышли мыши как-то раз”
ИП: сидя за столом.
Вышли мыши как-то раз (походить всеми пальчиками по столу)
Поглядеть, который час. (Пальчики соединить, приставить к глазам, посмотреть словно в бинокль.)
Раз-два-три-четыре - (загибать пальчики на руках, начиная с мизинцев до указательных одновременно на обеих руках)
Мыши дёрнули за гири. (Кулачками стукнуть по столу.)
Вдруг раздался страшный звон –
(хлопнуть в ладоши перед собой)
Убежали мышки вон. (Пробежаться пальчиками по столу.)
“Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!”
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!