МААМ-картинки

Формирование мотивации к здоровому образу жизни через интерактивные познавательные игры

Симонова Алиса
Формирование мотивации к здоровому образу жизни через интерактивные познавательные игры
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время формирование мотивации к здоровому образу жизни и

культуры безопасности в нашем государстве является одной из основных задач. В XXI веке сохраняются традиционные опасности и угрозы и возникают новые.

Усиливаются акты терроризма, увеличивается количество социальных противоречий, усиливается уязвимость городских инфраструктур к природным и энергетическим катастрофам. Мировую общественность волнуют постоянно увеличивающееся число инфекционных заболеваний. Принимая во внимание эти факты, в

настоящее время все более остро встают вопросы нашей безопасности.

Публикация «Формирование мотивации к здоровому образу жизни через интерактивные познавательные игры» размещена в разделах

Нестабильность жизнедеятельности человека, сопровождающаяся опасными ситуациями природного, техногенного и социального характера, обусловливает необходимость образования обучающихся, как субъектов здоровой и безопасной жизнедеятельности.

Проблема формирования культуры здоровья находит свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее ФГОС, введенном в действие в 2010 году. Одним из требований в

нем к результатам освоения основной образовательной программы является обладание выпускника комплексом установок, знаний, норм поведения и личностных,

направленных на формирование, сохранение и укрепление здорового образа жизни, формируемого в рамках учебных циклов и разделов дисциплин. Значительная

роль в формировании указанных ценностей в стандарте нового поколения отводиться Программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни [5, п. 19.8]. Она является разделом основной образовательной программы и

представляет собой комплексную модель здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения с рациональной организацией образовательного процесса и физкультурно-оздоровительной работы.

Возникает необходимость разрешения проблем, связанных с разработкой и

реализацией программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни через воспитательно-образовательный процесс.

К педагогическим условиям формирования у обучающихся представлений о

здоровом образе жизни Н. К. Смирнов относит:

– обеспечение их грамотности в вопросах здоровья;

формирование мотивации на ведение здорового образа жизни;

– воспитание ответственности за собственное здоровье и здоровье своих

близких [4].

По мнению В. И. Ковалько [3], уроки здоровья дадут желаемый результат, в

случае, если будут проводиться в форме уроков-тренингов, уроков-дискуссий, видеопросмотров с дальнейшим обсуждением, практических занятий, индивидуальных заданий и т. д. Тогда этот предмет, во-первых, не будет создавать дополнительной нагрузки на обучающихся и может быть вынесен за рамки лимитированных часов; во-вторых, станет мостиком между знаниями, получаемыми в образовательной организации и необходимыми в реальной жизни. При всем при этом,

интеграция вопросов здоровья в другие предметы должна сохраниться, усиливая

содержательные связи в сознании учащихся.

Л. А. Акимова и Е. Е. Лутовина [1] в вопросах безопасности жизнедеятельности обучающихся уделяют огромное внимание взаимодействию образовательной

организации и семьи по вопросам. Также, следует учесть, что родители играют

огромную роль в сохранении и укрепления здоровья детей. Несомненно, большинство родителей стараются привить ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением его физического здоровья. Однако для

осуществления преемственности и формировании привычки к здоровому образу

жизни у обучающихся необходима целенаправленная, систематическая совместная работа педагогов и родителей.

По мнению Е. А. Зайцевой и Е. М. Шишковой [2] органичное включение в

систему учебно-воспитательного процесса разнообразных форм, методов и приемов по формированию здорового образа жизни педагога и воспитанников позволяет оптимизировать процесс воспитания, сделать его жизнерадостным и эффективным.

В условиях школы мотивация к здоровому образу жизни прививается в ходе

систематической работы по формированию необходимости ведения здорового

образа жизни, выработке полезных навыков и умений, когда ребенок выполняет

какие-либо действия автоматически, не задумываясь, потому что так привык.

Обучающийся должен получать удовольствие от здорового тела (занятие спортом,

игры на свежем воздухе и пр.). Именно это удовольствие становится решающим

для отказа от вредных привычек. У обучающихся должен сформироваться базовый уровень мотивации к здоровому и безопасному образу жизни, но если его не

направлять, не реализовать, то оно может остаться на теоретическом уровне, и

школьники могут найти своё применение совершенно в другом.

Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко

и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка.

Одним из видов такой деятельности являются интерактивные познавательные игры. Интерактивная игра-конкурс – это одновременно и мини-проект, и интеллектуальное соревнование, и деловая игра, и спортивное состязание, и массовая акция. Основная цель игры-конкурса – в активной форме, при передвижении

от одного объекта к другому выполнять задания, связанные как со школьной программой, так и с дополнительным материалом. Вопросы, на которые обучающиеся не в состоянии ответить имеют большое количество подсказок, расшифровать

которые можно при смекалке, активном выполнении той или иной работы, изучении интернет-источников или научно-познавательной литературы. То есть, играконкурс – это и активный метод обучения, и познавательный досуг, и форма социализации личности.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что образовательный процесс

происходит в условиях неизменного, интенсивного взаимодействия всех обучающихся. Интерактивное взаимодействие исключает преобладание одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения учащиеся учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения. Совместная деятельность

учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен

знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере

доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать

новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на

более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Роль педагога в интерактивной модели обучения принципиально отлична от

традиционной: интеракция способствует доминированию активности самого обучающегося, а не педагога. Педагог выступает партнером ученика, поддерживает

активность участников, старается выявить многообразие точек зрения, поощряет

творчество. Усилия педагога направлены на облегчение восприятия, усвоения,

взаимопонимания участников образовательного процесса.

Такая форма работы, как интерактивная игра-конкурс не дает готовых знаний, но побуждают к самостоятельному поиску информации, способов решения,

развивает умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, заставляют

учиться вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы. Ограниченность во времени вызывает необходимость участников учиться рационально распределять

нагрузку между членами группы, быстро принимать решение, точно и емко формулировать мысль. Интерактивная игра создает условия для общения детей разного возраста, как правило, ранее незнакомых друг с другом, их самовыражения и

самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность

для интеллектуального отдыха.

В таком виде образовательного досуга формируются и развиваются такие

качества, как самостоятельность учащихся, ответственность за принятие решений,

познавательная, творческая, коммуникативная, личностная активность учащихся,

определяющие поведенческие качества, способствующие социализации личности,

осознанному выбору здорового образа жизни как средства достижения целей реализации планов, социальной успешности, физического и душевного здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимова, Л. А. Основы безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной организации. Методика обучения и воспитания / Л. А. Акимова, Е. Е. Лутовина, А. М. Зуев. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2017. – 244 с.

2. Зайцева, Е. А. Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников / Е. А. Зайцева, Е. М. Шишкова // Интеллектуальный потенциал

XXI века: ступени познания. – 2011. – №5-1. – С. 197-201.

3. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы /

В. И. Ковалько. – М. : ВАКО, 2004. – 296 с.

4. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. – М. : АРКТИ, 2005. – 320 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М. : Просвещение, 2011. – 40 с.

Публикации по теме:

План по самообразованию «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Аскизский детский сад «Родничок» План по самообразованию «Приобщение.

«Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни». Выступление на педагогическом совете Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития.

Фотоотчет о праздничном мероприятии, посвященном здоровому образу жизниФотоотчет о праздничном мероприятии, посвященном здоровому образу жизни Фото отчет о праздничном мероприятии, посвященного здоровому образу жизни. Шелехина Нина Сергеевна. В городе Орехово – Зуево Московской.

Фотоотчет «Здоровьесберегающие технологии как средство воспитания у детей стремления к здоровому образу жизни» Я не боюсь еще раз и еще раз повторить: Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Картотека дидактических игр по здоровому образу жизни в подготовительной группе детского сада Дидактическая игра «Самое дорогое на свете» Цель: учить детей любить себя и свой организм. Оборудование: коробочка, зеркало. Ход игры Воспитатель:.

Картотека дидактических игр по здоровому образу жизни в старшей группе детского сада Дидактическая игра «Полезная пища» Игровая задача: правильно разложить предметные картинки с изображением продуктов питания в зависимости.

Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни»Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни» Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни» Здоровье – одна из главных.

Консультация для воспитателей «Основы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Практическое занятие с воспитанниками центра по обучению здоровому образу жизни «Режим дня-важен для меня» Людмила Липкина Практическое занятие с воспитанниками центра по обучению здоровому образу жизни «Режим дня-важен для меня!» Цель: показать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование мотивации к здоровому образу жизни через интерактивные познавательные игры
Опубликовано: 29 марта 2023 в 22:47
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование мотивации к здоровому образу жизни через интерактивные познавательные игры» (включая файлы) размещена пользователем Симонова Алиса в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД