САРИЯ ТУБИЛОВА
Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Мы не должны забывать о своем
культурном прошлом, о памятниках,
литературе, языке, живописи…
Национальные отличия сохранятся и в 21 веке,
если будем озабочены воспитанием душ,
а не только передачей знаний…»
Д. Лихачев
Среди многих проблем, имеющих место в современной системе образования, доминирующее значение приобретает проблема организации педагогического процесса, ориентированного на формирование основ национальной толерантности, возрождение нравственности и духовности. Её актуальность обусловлена совокупностью причин, относящихся как в сфере социально-политической жизни общества, так и к различным аспектам образовательной политики.
Публикация «Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Одним из решений указанной задачи «является организация педагогического процесса в соответствии с основными направлениями приобщения подрастающего поколения к исторической памяти народа, а значит – и сохранения ее и в наших детях. Знания традиционного наследия необходимо каждому народу. Приобщение детей к народной культуре – основа нравственно-духовного воспитания.
Данное направление развития детей отражено в требованиях государственных стандартов дошкольного образования, Законе РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования РФ», «Декларации принципов толерантности»,
Во всеобщей декларации ООН сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, толерантности (терпимости) и дружбе между народами, расовыми и религиозными группами».
(Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61. Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года в ст. 4. -Воспитание гласит о необходимости уделять особое внимание вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания уроков и занятий, совершенствования учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить дружбу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность».)
В нашем многонациональном городе Нижневартовске традиционно сложилось толерантное, уважительное отношение к различным национальным культурам. Поддерживать и развивать эту традицию – наша первостепенная задача.
Особенно важно уже в дошкольном возрасте поддержать и направить интерес ребенка к людям разных национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии традиции и культуры. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках неоспоримо обогащает духовный мир ребё нка: воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его самобытности и культуре, формирует естественный патриотизм и толерантные установки на общение с другими народами.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами и художниками и т. д.
В МБОУ "СОШ№40" был создан музей. В вопросах толерантного воспитания одним из средств является музейная педагогика. Музейная педагогика – это наличие у ребенка музейного отношения к действительности, который выражается в уважении к истории и умение оценивать в реальной жизни предметы музейного значения.
Основная его функция, как особая форма дополнительного образования, развивает кругозор детей, призван местом культурно-исторического диалога и способствует гражданско-патриотическому воспитанию.
Основная цель музейной педагогики :
- формирование у детей ценностного отношения к культурно-историческому наследию через музейный предмет, формирование основ толерантности, культуры межнациональных отношений средствами музейной педагогики.
Задачи:
-воспитание музейной культуры и основ гражданственности и патриотизма;
- способствовать социальному и интеллектуальному развитию, духовному росту и внутренней гармонии у детей;
- взаимопроникновение к различным культурам, прививать детям способность с пониманием и уважением относиться к культуре и традициям других народов.
Музей предоставляет возможность сделать учебный процесс более наглядным, интересным. Музейно-выставочные средства можно активно использовать для решения задач воспитательного характера – патриотического, эстетического, этического, духовно-нравственного воспитания, воспитания гражданственности. Занятия, экскурсии в музее призваны развивать наблюдательность, зрительную память, воображение, чувственно-эмоциональную сферу, познавательную и творческую активность детей. Они воспитывают доброту, отзывчивость, чувство национальной гордости и патриотизма.
На наш взгляд, это игра-путешествие в прошлое культуру народов способствует воспитанию в ребенке уважительное и толерантное отношение к ценностям «другой» культуры, которая не чуть не хуже, чем своя, собственная.
В помещении музея имеется предметы и утварь старинного быта, изделия народных мастеров и мастериц, предметы народных промыслов, детские игрушки, национальные костюмы, музыкальные инструменты.
Основными направлениями деятельности музея являются : ознакомление с бытом, жизненным укладом разных народов;национальными костюмами, народными игрушками; декоративно-прикладным искусством; устным народным творчеством.
Дети, видя перед собой предметы старины, красивую и нужную вещи, предметы декоративно-прикладного искусства - раскрывают богатство культуры народа, учатся понимать и любить прекрасное.
Наиболее приемлемыми методами и формами в деятельности музейной педагогики являются : демонстрации экспонатов музея; экскурсии-путешествия; музейные занятия; искусствоведческие беседы; просмотры слайдов по разным темам, познавательные занятия.
Цель занятий - ввести музей в сферу жизненных интересов ребенка, научить его рассматривать музей и как источник исторического знания, и как место для отдыха одновременно, где обучение с развлечением составляют две стороны одного процесса - достижения многообразия культурно-исторического наследия прошлого, дают понимание роли музея в мировой культуре, учат ребенка узнавать памятники истории и культуры.)
Таким образом, благодаря содержательному, эмоциональному и творческому погружению детей в мир прошлого средствами музейной педагогики, удается приобщить наших воспитанников к истокам народности, духовности, постепенно раскрыть в наших детях эмоциональную отзывчивость, чуткость, толерантность по отношению к людям разных национальностей, более активно внедрять в образовательную деятельность музейную педагогику.