Ирина Каматхановна Миронова
Формирование метапредметных умений у младших школьников
Формирование метапредметных умений у младших школьников
Миронова Ирина Каматхановна
учитель начальных классов
МОАУ СОШ №2, г. Нефтекамск
Республика Башкортостан
Формирование метапредметных умений у младших школьников
Аннотация: в статье раскрываются значимость, формы, приемы формирования метапредметных умений у учащихся начальной школы, значение термина «УУД».
Публикация «Формирование метапредметных умений у младших школьников» размещена в разделах
Ключевые слова: ФГОС, метапредметные результаты и умения, универсальные учебные действия (УУД, системно-деятельностный подход, оценка метапредметных результатов.
Наши дети растут в сложном мире, где на человека ежедневно обрушивается гигантский поток информации, которую надо уметь воспринимать и, главное, уметь ее анализировать. Именно поэтому современному обществу нужен человек «обучаемый», а не только «обученный». Человек, способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений.
ФГОС внес изменения в учебный процесс на всех ступенях общего образования - поменялась роль основных участников образовательного процесса. Педагог «учит не предмету», а «учит ребенка». Изменилась деятельность обучающегося: от «меня учат» – к «я учусь». На сегодняшний день образовательные программы, учебники, количество часов остались прежними. Модифицировался подход к обучению. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и расширять, применять в жизни.
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Регулятивные УУД: обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Познавательные УУД: обеспечивают познавательную деятельность учащихся. Коммуникативные УУД: обеспечивают социальную компетентность учащихся.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность выше перечисленных универсальных действий:
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий;
- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход, опирающийся на работы Л. В. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, В. В. Давыдова. При таком подходе ученик является активным субъектом педагогического процесса. На сегодняшний день твёрдо установлено, что единственным каналом для перехода внешней информации в мозг человека является его собственная учебная деятельность. На моих уроках учащиеся стараются сами сформулировать тему урока, цели и задачи, осуществляют учебные действия по плану индивидуально и в группе, учатся самоконтролю и взаимоконтролю, дают самооценку и взаимооценку своей деятельности по результатам, формулируют затруднения, подводят итоги урока (рефлексия) и т. п. На своих уроках я применяю различные формы формирования метапредметных умений : проблемный диалог, ситуационные задачи, нетипичные задачи (с недостаточностью исходных данных, с ограниченным временем решения, продуктивные задания, олимпиады, конкурсы, проектная деятельность и пр. Стремлюсь оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряю и поддерживаю минимальные успехи. Принимаю и стимулирую, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучаю корректным формам их выражения.
Введение метапредметных результатов в стандарт позволяет говорить о том, что начальное образование чётко сориентировано не только на обучение (приобретение предметных знаний, но и на развитие ребёнка данного возраста. Личностные, предметные и метапредметные результаты не противопоставляются друг другу, на их достижение направлена вся учебная и внеурочная деятельность начальной школы.
Список литературы:
1 .Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. ; — М. : Просвещение, 2008. — 151с.
2. Программа развития общих учебных умений и навыков школьников (1-Х классы). Сост. Н. А. Лошкарева - М., 1982.
3. Семененко Н. М. Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 840-843.