Юлия Малина
Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и формы работы
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все
большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием
математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к
обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд
достаточно серьезных требований к познавательному развитию младших
Публикация «Формирование математических способностей у дошкольников, Способы и формы работы» размещена в разделах
дошкольников, частью которого является математическое развитие.
В связи с этим, организованная работа по развитию познавательных
способностей дошкольников в процессе формирования первоначальных
математических представлений в соответствии с современными
требованиями особенно важна и актуальна в наши дни.
В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности детей. Игра - это и школа обучения. Что же значит «играть в математику»? Разве можно «играть в математику»? Разве можно «играть» в науку, к тому же не в какую-нибудь, а в математику – самую сложную из всех наук? Оказывается, можно.
Главное, чтобы дети получали радость от игровой деятельности, которая постепенно перерастет в радость учения.
В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все занятия я провожу в форме игры или с содержанием игровой ситуации. Игровые методы и приемы в обучении детей математике положительно влияют на формирование эмоциональной сферы дошкольника.
Работая с детьми, я заметила, что интерес детей к математике проявляется довольно рано. Кругозор складывается сначала из того, что попалось на глаза, привлекло внимание, удалось наблюдать у взрослых, получилось у самого путем проб и ошибок. У ребенка начинает складываться представление о предметах, их назначении, свойствах, величине, форме, о действиях, которые можно с ними производить.
Я заметила, что особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих предметах, явлениях, когда они имеют возможность не только наблюдать, но и активно действовать. Активные действия ребенок проявляет в игре. Поэтому важным моментом в развитии ребенка, в приобщении его к знаниям, в том числе и к математическим, является создание предметно-развивающей среды, правильный подбор дидактических, сюжетно-ролевых игр, литературных произведений и наглядного материала. Познавательный материал для малышей должно быть достаточно простым, доступным в понимании, ярким и крупным. Работая с детьми 3-4 лет, я стараюсь сама участвовать в играх, как партнер. Заметила, что маленьким детям интереснее играть не с картинками, а с объемными красочными игрушками (матрешками, пирамидками, модулями).
Учитывая основные закономерности процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях воспитания, внедряю дидактические средства, методы и разнообразные формы в организации процесса развития элементарных математических представлений. Создавая игровую ситуацию, я стараюсь привлечь внимание детей, удерживать его и побуждать интерес к изучаемому материалу. Огромная роль для решения данных задач отводится дидактическим играм математического содержания. Играя в такие игры, дети учатся выделять свойства предметов, сравнивать, сопоставлять их, выделять общее, производить простейшую классификацию. Для этого в группе имеется достаточное количество дидактических игр математического содержания : игры-вкладыши, логические кубы, пирамиды, геометрическое лото, «Части и целое», «Контуры», «Цвет и форма», «Мозаика», «Домино». В своей работе широко использую следующие методы и приемы
- Показ - широко распространенный методический прием. К показу
предъявляю определенные требования: четкость и расчлененность:
согласованность действия и слова: точность, краткость, выразительность
- Используя практические методы, слежу, чтобы выполняемые действия.
были самостоятельными, для этого применяю различный раздаточный дидактический материал.
Таким образом, благодаря правильной организации развивающего пространства группы, продуманной системы дидактических игр, физкультминуток, индивидуальной работы с детьми в непосредственно образовательной деятельности, в тесном контакте с родителями, я думаю, что у меня получится достичь достаточно высокого уровня усвоения моими воспитанниками программных знаний по формированию и развитию элементарных математических представлений /в соответствии с современными требованиями дошкольного образования.