Светлана Лыкова
Формирование логического мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование логического мышления
Проблему развития логического мышления рассматривали как отечественные ученые: Л. С. Выготский, Л. А. Венгер П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддъяков, С. А. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин, так и зарубежные Ж. Пиаже, Л. О. Вертгеймер, Дж. Уотсон, О. Зельц и др.
Публикация «Формирование логического мышления» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Мышление – это высший познавательный процесс. По мнению А. Н. Леонтьева мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует
1. Дети еще не могут действовать в уме, но уже умеют с помощью своих рук, производить манипуляции с вещами, решать задачки в наглядно-действенном плане.
2. В ходе решения задачи детьми уже включена речь, но она используется ими только для называния предметов, с которыми они манипулируют в наглядно-действенном плане. В основном же дети по-прежнему решают задачи «глазами и руками», хотя в речевой форме ими может быть сформулирован результат выполненного практического действия.
3. Задача решается в образном плане через манипулирование образами объектов. Здесь осознаются и могут быть словесно обозначены способы выполнения действий, которые направленны на решение поставленной задачи. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, не отделенного еще от выполнения реального практического действия.
4. Задача решается детьми по внутренне представленному и заранее составленному плану. В его основе лежит опыт и память, накопленные в ходе предыдущих попыток решения подобного рода задачек.
5. Детьми задача решается во внутреннем плане (в уме) с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно-действенном плане с целью подкрепить найденный в уме ответ и затем сформулировать его своими словами.
Классификацию с дошкольниками можно проводить: по размеру (в одну группу - большие мячики, в другую группу - маленькие мячи, в одну коробку - короткие карандашики, в другую коробку - длинные карандаши и т. д.); по названию (тарелки и чашки, камешки и ракушки, мячики и кегли и т. д.); по форме (в эту коробку - кирпичики, в эту коробку кладём - кубики; в эту коробку - кружки, а в эту коробку- квадраты; и т. д.); по цвету (в эту коробку -зелёные пуговицы, в эту - красные); по другим признакам нематематического характера (кто летает, кто бегает; кто живет в домике и кто в норке; что можно и что нельзя есть; что растет в огороде и что в лесу; что бывает осенью и что бывает весной; и т. д.) [4, с. 69].
Для овладения приемом систематизации дети должны в основном уметь выделять разные признаки объектов, а также сопоставлять по этим признакам разные объекты. Важно, чтобы дети умели выполнять элементарные действия сравнения. Основные же логические действия, которые нужны при выполнении систематизации, состоят в классификации и сериации объектов.
В старшем дошкольном возрасте дети могут овладеть следующими умениями, нужными для осуществления систематизации:
Умение находить закономерность расположения бъектов, упорядоченных по одному признаку и размещенных в одном ряду. Для развития этого умения в основном используют задания, в которых к уже упорядоченным объектам нужно добавить еще один, но не нарушающий закономерности их расположения. Решить задачу можно только в том случае, если найти эту закономерность. А чтобы найти ее, дети должны внимательно проанализировать каждый объект, включенный в ряд, и найти признак (принцип, по которому каждый последующий объект имеет отличия от предыдущего объекта.
На начальном этапе тренировки данного умения в заданиях этого типа нужно использовать только наглядные признаки, то есть признаки, которые дети могут обнаружить визуально. Такими признаками могут быть изменение количества элементов объекта, изменение его цвета, формы, и т. п.
Важно отметить, что в старшем дошкольном периоде систематизируются представления ребёнка, развивается словесно-логическое мышление – формируется в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.
Дошкольники могут не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Но подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дошкольники будут применять адекватные мыслительные средства.
К концу дошкольного периода воспитанники детского сада начинают решать очень сложные задачки, которые требуют понимания некоторых физических и других отношений и связей, умения использовать знания об этих отношениях и связях в новых условиях.