Елена
Программа «Формирование личностной готовности к школьному обучению у старших дошкольников»
▼ Скачать
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Организация и содержание психолого-педагогической работы по формированию личностной готовности к школьному обучению.
В данной работе использовалась программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста «Познаю себя» М. В. Корепанова, Е. В. Харлампова. Образовательная система «Школа 2100». Комплексная программа «Детский сад 2100», адаптированная для детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Цель программы:
Охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.
Задачи:
- предотвращение и преодоление трудностей развития;
- создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательных областей;
- развитие эмоционально – волевой сферы психики детей;
- развитие фантазии, воображения и творческих способностей;
- формирование положительного образа «Я» и адекватной самооценки;
- совершенствование восприятия;
- устранение психологического напряжения;
- развитие эмпатии и толерантности;
- снятие психофизического и психоэмоционального напряжения, обучение приемам саморасслабления;
- развитие способности к взаимодействию и взаимопринятию;
- развитие способности делиться своими переживаниями, сокровенными чувствами, впечатлениями;
- создание комфортной атмосферы в группе, ее сплоченности, общего положительного эмоционального настроя и позитивного отношения ко всем сверстникам;
- формирование представлений о функциях различных органов чувств;
- углубление представлений о чувствах и переживаниях;
- осознание и вербализация детьми различных эмоциональных состояний;
- развитие саморегуляции;
- повышение уровня рефлексии и эмоциональной децентрации;
- развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах, пантомимике (проигрывании этюдов, умения рассказать о своих чувствах;
- формирование навыков конструктивного выражения эмоций.
Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий
Планируется проведение двух занятий в неделю с педагогом-психологом при совместном комплексном взаимодействии с учителем-логопедом, воспитателями. Наряду с играми и игровыми упражнениями, беседами с детьми на темы, связанные с личностными и нравственными переживаниями. Тренинговые упражнения с целью снятия тревожности, страхов детей, преодоления ими неуверенности в общении со сверстниками и взрослыми, а также - релаксация и психомышечная тренировка, релаксация по контрасту с напряжением, психогимнастика. Каждое занятие начинается с «Ритуала приветствия» в кругу, которое помогает детям войти в «рабочее» состояние. Пребывание в кругу, в группе сверстников помогает сформировать чувство уверенности и комфорта, интеграции ребенка в группу и формирования группы как целое. В отличие от традиционных учебных занятий занятия по самопознанию проводятся в свободной форме: дети могут свободно перемещаться по комнате, занимать удобное положение на ковре, на стульях. Учитывая, что занятия строятся на использовании разнообразных игр, релаксационных упражнений, практически исключается умственная перегрузка. Занятия по формированию у детей представлений о функциях различных органов чувств – раздел программы «Что я могу?», построены в форме сказочных путешествий. В них используются элементы арт-терапии, сказкотерапии, песочной терапии, что помогает более глубоко проникнуть в мир ощущений и углубить опыт самопознания. Во второй части занятия детям предлагаются этюды-перевоплощения в персонажей страны «Что я могу?». Дети учатся с помощью животных – помощников познавать мир и себя, тренируя вкусовые, слуховые, обонятельные, зрительные анализаторы и тактильные ощущения в играх на самопознание.
Индивидуальный подход к ребенку выступает условием эффективности развивающей работы и реализуется как:
- контроль деятельности и достижений каждого ребенка;
- наблюдение и своевременное выявление детей, имеющих особые проблемы поведенческого характера, испытывающие трудности в выполнении тех или иных типов заданий;
- контакт педагога-психолога с родителями дошкольников для информирования об особенностях развития, предоставления развернутых рекомендаций и обеспечения возможности индивидуального консультирования по дополнительным вопросам.
Содержание коррекционно-развивающей работы
раздел: «Я среди других»
1 занятие ТЕМА: «Кто я?»
Упражнение «Давайте познакомимся». Упражнение «Мое имя». Упражнение «Кто я?», «Подарок для всех» - рисунок «Радужные капельки». Игра в кругу «Связующая нить». Психомышечная тренировка – упражнение «Сбрось усталость».
2 занятие ТЕМА: «Какой я?»
Упражнение «Дружба начинается с улыбки». Упражнение «Волшебный стул». Упражнение «Отпечатки». Игра «Измеритель роста». Игра «Узнай, кто позвал». Пальчиковая игра «Расскажи стихи руками». Упражнение «Комплименты». Психомышечная тренировка – упражнение «Винт».
3 занятие ТЕМА: «Чем мы похожи и чем отличаемся друг от друга»
Игра «Паровозик с именем». Упражнение «Дотронься». Игра «Что изменилось». Игра «Бюро находок». «Рисуем себя в прошлом и в настоящем». Игра «Катушка». Упражнение на саморасслабление «Факиры»
4 занятие ТЕМА: «Мы все разные»
Игра в кругу «Эхо». Упражнение «Горячий стул». Игра «Встаньте все, кто…». Упражнение «Чудесные пуговицы». Рисунок на тему: «Какой я есть, и каким бы хотел стать». Игра в кругу «Доброе животное». Психомышечная тренировка.
5 занятие ТЕМА: «Мое настроение»
Игра с мячом «Настроение». «Мое настроение» - создаем цветопись настроения группы. Игра «Кнопки настроения». Упражнение «Передача чувств». Беседа с детьми – «Школа улыбок». Этюды. Рисуем настроение. Упражнение «Волшебный мешок и волшебная шкатулка». Психомышечная тренировка».
6 занятие ТЕМА: «Я умею…»
Игра в кругу «Как живешь?». Игра «Есть или нет?». Упражнение «В магазине зеркал». «Заколдованный ребенок» дети рисуют то, чем больше всего любят заниматься. Игра «Испорченный телефон». Игра «Что там лежит?». Игра в кругу «Поварята».
7 занятие ТЕМА: «Я не боюсь научиться, если надо – я научусь»
Игра «Школа разведчиков». Игра «Найди рифму». Игра «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся». Игра «Тень». Упражнение под музыкальное сопровождение «Гармоничный танец». Упражнение на расслабление.
8 занятие ТЕМА: «Я и моя семя»
Игра «Кто придумает больше глупостей». Беседа с детьми. Этюд «Из семени в дерево». Беседа: «Что значит любить родителей?». Игра «Соберитесь вместе». Рисуем портреты своей семьи. «Новоселье нашей дружной семьи». Психомышечная тренировка.
9 занятие ТЕМА: «Я и мои друзья»
Игра «Дождик». Беседа с детьми. Игра «Рука-мяч». Игра «Сиамские близнецы». Игра «Найди друга». Игра «Небоскреб». Релаксация по контрасту с напряжением «Штанга».
10 занятие ТЕМА: «Мои мечты»
Игра «Ветер дует на того…». Слушаем песенку Водяного – «А мне летать охота…». Беседа с детьми. Релаксация – «Мои мечты». Беседа с детьми. Вспоминаем сказку В. Катаева «Цветик – семицветик» беседа с детьми по сказке. Упражнение «Закончи предложение». Упражнение «Цветик – семицветик» - на листах бумаги вырезанных в форме лепестков цветов дети рисуют свою мечту. Релаксация. Все лепестки соединяем вместе в форме цветка и склеиваем, вывешиваем в группе.
11 занятие ТЕМА: «Мои сказочные сны»
Игра в кругу «Запрещенное движение». Под музыку для релаксации чтение стихотворения А. Введенского «Сны». Беседа с детьми. Упражнение «Расскажи мне свой сон». Релаксация. Игра – этюды «Пробуждение на деревенском дворе». Рисунок «Что нам приснилось?»
12 занятие ТЕМА: «Город нашей дружбы»
Игра «Подарки». Релаксация – визуализация «Путешествие в сказочную страну». Игра «Клеевой дождик». Игра «Прогулка по ручью». Игра - этюды «Лес». Игры – этюды «Строители». Тактильная игра – массаж «Торт». Упражнение «Салют». Упражнение «Выбери меня».
Раздел: «Что я могу?»
1 занятие Вводное
2 занятие «Путешествие в Синегорье к Орлу Зоркий глаз»
3 занятие «Путешествие на острова «Загадочные звуки» к Слонихе Чуткие уши»
4 занятие «Путешествие в пещеру «Чудесные запахи» к Собаке Острый нюх»
5 занятие «Путешествие на озеро «Вкусная вода» к Лягушке Умный Язык»
6 занятие «Путешествие на «Чувствительные холмы» к Обезьяне Любопытные руки»
7 занятие Заключительное занятие «Страна «Что я могу»
Раздел: «Мир чувств, мир эмоций»
Данный блок занятий направлен на углубление представлений ребенка о чувствах и переживаниях. Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере их связей с окружающим миром. С. Л. Рубинштейн выделял три вида эмоциональных переживаний. Первый – уровень органической аффективно – эмоциональной чувствительности, когда чувство выражает состояние организма, находящегося в определенных реальных отношениях с окружающей действительностью. Более высокий уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. На этом уровне чувство является не чем иным, как выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Ценность, качественный уровень этих чувств зависят от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они выражают, и наконец, над предметными чувствами поднимаются более обобщенные чувства, как – то: чувство юмора, иронии, возвышенного, трагического и т. д. Данный раздел программы направлен на работу с «предметными чувствами». Основная цель раздела – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определенные моменты проживания, фиксации на каком – либо чувстве, ребенок сможет создавать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.
Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жесты, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния. По выражению Ж. Лабрюера, «в тоне голоса, в глазах и выражении лица говорящего имеется не меньше красноречия, чем в самих словах». Поэтому задачи данного раздела программы – научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Кроме того, в ходе работы дети опосредованно продолжают знакомиться с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и «проживание» ситуации, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций. Каждый блок занятий состоит из пяти разделов по четыре занятия в каждом. Каждый блок посвящен определенной теме: эмоциям радости, грусти, злости, страха, удивления. Внутри блока непосредственная образовательная деятельность проводится по определенной структуре. Предлагается, также, серия игровых упражнений, которые могут быть использованы, как дополнение к занятиям, так и включаться в другие виды учебной и самостоятельной деятельности.
РАДОСТЬ
1 занятие ТЕМА: «Море радости»
Ритуал приветствия в кругу. Упражнение «Дружба начинается с улыбки». «Заряд бодрости». Этюд «Встреча с другом». Этюд «Негаданная радость». Этюд «Два клоуна». Беседа с детьми. «Подари движение» – игра. Упражнение «Танец морских волн». Ритуал прощания в кругу.
2 занятие ТЕМА: «Остров Чунга – Чанга»
Ритуал приветствия в кругу. Упражнение «Ласковое приветствие». Упражнение «Пойми меня». Беседа с детьми. Этюд «Вкусные конфеты». Этюд «Любящие родители». Этюды «Разноцветная вода». Мышечная релаксация по представлению «Волшебный сон». Ритуал прощания в кругу.
3 занятие ТЕМА: «Животный мир острова Чунга – Чанга»
Ритуал приветствия в кругу. Упражнение «Заряд бодрости». Игра «Гусеница». Упражнение – беседа «На что похоже настроение». Этюд «Слон и бабочки». Этюд «Дискотека кузнечиков». Этюд «Медвежата объелись малины». Беседа с детьми. Упражнение «Ералаш». Упражнение на дыхание «Баян». Ритуал прощания в кругу.
4 занятие ТЕМА: Растительный мир острова Чунга – Чанга»
Ритуал приветствия в кругу. Упражнение «Клубочек» или «Паутинка». Этюд «Золотые капельки». Этюд «Цветок». Упражнение – игра «Экологическая азбука эмоций». Танцуем под веселую музыку на веселом карнавале жителей острова Чунга – Чанга. Упражнение – игра «Кому, какой предмет поднимет настроение». Упражнение на обучение приемам саморегуляции «Светлые мысли». Релаксация. Ритуал прощания в кругу.
ГРУСТЬ
5 занятие ТЕМА: «В гостях у Сеньора Минора на Острове Плакс»
Ритуал приветствия в кругу. Беседа с детьми. Упражнение «Заряд бодрости». Этюд «Два рыболова». Этюд «Растеряша Мери». Этюд «Пропала собака». Беседа с детьми. Релаксация. Ритуал прощания в кругу.
6 занятие ТЕМА: «Царевна – Несмеяна на Острове Плакс»
Ритуал приветствия в кругу. Упражнение «Доброе утро». Упражнение на визуализацию «Здесь и сейчас». Игра «Пойми меня». Беседа с детьми. Этюд «Дворники». Этюд «Соленый чай». Этюд «Музыканты». Этюд «Скульптор». Игра «Царевна – Несмеяна». Беседа с детьми. Упражнение «Разноцветная вода». Ритуал прощания в кругу.
7 занятие ТЕМА: «Животный мир Острова Плакс»
Ритуал приветствия в кругу. Игра «Паровозик». Упражнение «Как ты себя чувствуешь». Игра «Улитка». Этюд «Медвежата заболели». Этюд «Воробей». Этюд «Котенок загрустил». Беседа с детьми. Упражнение на дыхание «Певец». Мышечная релаксация по контрасту с напряжением. Ритуал прощания в кругу.
8 занятие ТЕМА: «Растительный мир Острова плакс»
Ритуал приветствия в кругу. Игра «Клеевой дождик». Упражнение - игра «Дождь в лесу». Этюд «Печальные цветы». Этюд «Старый гриб». Упражнение – игра «Экологическая азбука эмоций». Игра релаксация по контрасту с напряжением «Унылые спагетти». Беседа с детьми. Игра для снятия психоэмоционального напряжения. Ритуал прощания в кругу.
ЗЛОСТЬ
9 занятие ТЕМА: Клокочущий вулкан»
Ритуал приветствия в кругу. Беседа с детьми. Игра «Настроение морских волн». Этюд «Злюка». Этюд «Драка». Этюд «Зинка – Злюка». Беседа с детьми. Игра «Разозлись как…». Упражнение – игра «Надуть волшебный шарик злостью». Мышечная релаксация по контрасту с напряжением». Ритуал прощания в кругу.
10 занятие ТЕМА: «Жители Клокочущего Вулкана»
Ритуал прощания в кругу. Беседа с детьми. Игра – упражнение «Злюка гневается». Упражнение «Пойми меня». Беседа с детьми. Этюд «Упрямый ребенок рассердил маму. Этюд «Сердитый дедушка». Беседа с детьми. Обучение приемам саморегуляции. Упражнение «Разноцветная вода». Шуточная игра для снятия психоэмоционального напряжения «Тух-Тиби-Дух». Релаксация. Ритуал прощания в кругу.
11 занятие ТЕМА: «Животные Клокочущего Вулкана»
Ритуал приветствия в кругу. Беседа с детьми. Игра «Дракон ловит свой хвост». Этюд «Петушиные Бои». Этюд «Злые-добрые кошки». Этюд «Разъяренная медведица». Сказка «Фонтан, который умел плавать». Игра «Доброе животное». Мышечная релаксация по контрасту с напряжением. Ритуал прощания в кругу.
12 занятие ТЕМА: «Растительность Клокочущего вулкана»
Ритуал приветствия в кругу. Игра-массаж по кругу «Почеши спинку». Упражнение на визуализацию «Здесь и сейчас». Этюд «Король Боровик не в духе». Этюд «По грибы …». Этюд «Репейник». Упражнение «Погода испортилась». Упражнение «Погода изменилась». Упражнение «Экологическая азбука эмоций». Обучение приемам саморегуляции – игра «Ругаемся овощами». Затем игра на изменение эмоционального настроя «Ты колокольчик…» и т. п. Игра «Да и нет». Упражнение «Возьми себя в руки». Упражнение «Уходи злость, уходи!». Релаксация. Ритуал прощания в кругу.
СТРАХ
13 занятие ТЕМА: «Дремучий лес»
Ритуал приветствия в кругу. Игра «Палец вверх». Беседа с детьми. Упражнение «Пугаться запрещается». Этюд «Страх». Этюд «Галя и гусь». Беседа с детьми. Упражнение «Что в углу». Упражнение «Расскажи о своем страхе». Релаксация-визуализация. Упражнение «Гармоничный танец». Мышечная релаксация по контрасту с напряжением. Ритуал прощания в кругу.
14 занятие ТЕМА: «Жители Дремучего леса»
Ритуал приветствия в кругу. Игра «эхо». Упражнение на визуализацию «Здесь и сейчас». Беседа с детьми. Этюд «Дети заболели». Этюд «Потерялся». Беседа с детьми. Упражнение на саморегуляцию «Возьми себя в руки». Упражнение «Разноцветная вода». Игра для снятия психоэмоционального напряжения. Коррекция страхов – упражнение «Черная метка». Ритуал прощания в кругу.
15 занятие ТЕМА: «Животные Дремучего леса»
Ритуал приветствия в кругу. Упражнение «заряд бодрости». Игра «Коровы, собаки, кошки». Упражнение «На что похоже настроение?». Этюд «Котенок потерялся». Этюд «Лисенок боится». Игра «Пчелка в темноте». Беседа с детьми. Упражнение на коррекцию детских страхов. Ритуал прощания в кругу.
16 занятие ТЕМА: «Растения Дремучего леса»
Ритуал приветствия в кругу. Упражнение «Дождь по кругу». Упражнение-игра «Ночные звуки». Игра «Соломинка на ветру». Упражнение «Экологическая азбука эмоций». Танцуем на празднике у жителей Дремучего леса маленьких Духов. Упражнение на коррекцию детских страхов. Психомышечная тренировка. Ритуал прощания в кругу.
УДИВЛЕНИЕ
17 занятие ТЕМА: «Удивительная планета»
Ритуал приветствия в кругу. Беседа с детьми. Релаксация-визуализация «Путешествие на Удивительную планету». Игра «Инопланетяне». Беседа с детьми. Этюд «Удивление». Этюд «Игрушка-сюрприз». Этюд «Живая шляпа». Игра «Круглые глаза». Упражнение «Свеча добра» (с электронной свечой). Упражнение на релаксацию «Возвращение на Землю». Ритуал прощания в кругу.
18 занятие ТЕМА: «Жители Удивительной планеты»
Ритуал приветствия в кругу. Упражнение «Волшебный микрофон». Релаксация-визуализация «Путешествие на Удивительную планету». Игра «Пойми меня». Беседа с детьми. Этюд «Ваня приехал к бабушке». Игра-упражнение «Вожатый удивился». Игра «Мир наоборот». Беседа с детьми. Упражнение «Разноцветная вода». Упражнение на релаксацию «Возвращение на Землю». Ритуал прощания в кругу.
19 занятие ТЕМА: «Животные Удивительной планеты»
Ритуал приветствия в кругу. Игра «Все вместе». Упражнение «Заряд бодрости». Упражнение «Что я чувствую». Этюд «Любопытная кошка» Игра «Кто позвал». Этюд «Лягушка». Беседа с детьми. Игра «Что я чувствую, когда удивляюсь?». Упражнение на дыхание «Ракета». Релаксация. Ритуал прощания в кругу.
20 занятие ТЕМА: «Растительный мир Удивительной планеты»
Ритуал приветствия в кругу. Релаксация-визуализация «Здесь и сейчас». Игра «Снежный ком». Релаксация «Облака». Игра «Цветочный дождь». Упражнение «Экологическая азбука эмоций». Игра «Цветочное море». Танец пяти движений. Упражнение на дыхание «Ракета». Упражнение на релаксацию «Возвращение на Землю». Ритуал прощания в кругу.
Условия реализации методики:
- форма занятия – фронтальная и в подгруппах;
- время проведения – первая половина дня.
Используемые методические средства:
- психогимнастические игры и этюды;
- релаксационные техники – упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации;
- эмоционально-символические методы – групповое обсуждение различных чувств и состояний, направленное рисование;
- коммуникативные упражнения, при выполнении которых происходит тренировка способностей вербального и невербального взаимодействия детей друг на друга;
- сказкотерапевтические методики – развивающие творческую активность детей, способствующие продуктивному обучению воспитанников, накоплению ими познавательного, эмоционального, жизненного опыта; повышение самооценки, снижение уровня тревожности; стимуляция речевой активности; развитие индивидуальных способностей.
- использование элементов песочной терапии, при которой происходит развитие и самотерапия ребенка.
Перенос традиционных занятий в песочницу дает больший воспитательный, коррекционный и образовательный эффект:
во-первых, существенно усиливает желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать.
во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта».
в-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
в-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
в-пятых, песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.
- использование на занятиях аудиотехники и музыкальных произведений различной направленности для регуляции и как комплексного средства эмоционального и психосенсорного воздействия. Основные направления коррекционного воздействия музыкотерапии:
во-первых, эмоциональное активирование в ходе НОД;
во-вторых, развитие навыков межличностного общения;
в-третьих, регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
в-четвертых, повышение эстетических потребностей.
Структура непосредственной образовательной деятельности:
Ритуал приветствия в кругу – включение детей в работу.
Основная часть занятия – игры, этюды, арт-терапевтические методы, песочная терапия, сказкотерапия; упражнения; психомышечная тренировка и пр.
Заключительная часть – ритуал окончания занятия (зарядка позитивного внушения).
Рекомендации по проведению методики
Занятия следует проводить в просторном помещении, где созданы комфортные условия (на полу мягкое напольное покрытие, маленькие подушки на которых будут сидеть дети, а также использовать их в различных играх и упражнениях); рабочие столы - для продуктивной и творческой деятельности воспитанников; подбор дидактических пособий. Карта «Необыкновенной страны чувств и карта Сказочной страны «Что я могу?», индивидуальные карты Сказочной страны «Что я могу?». Подносы с песком и коллекция миниатюрных объектов для разыгрывания сказки на песке. «Волшебные ворота» для ритуала входа в Сказочную страну, для сказкотерапии. Аудиотехника и подборка аудиодисков с музыкальными произведениями различной направленности. Дидактические тренажеры, игры и пособия для кинестетического и кинетического развития, слухового, зрительного, тактильного, обонятельного и осязательного восприятия. Различные «волшебные» объекты и атрибутика для развития воображения, позитивного восприятия НОД, способствующие повышению учебной мотивации и более продуктивному обучению и развитию воспитанников.