Получи документы

Формирование культуры речи методом проектов в совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи

Ольга Александровна Брусова
Формирование культуры речи методом проектов в совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи
▼ Скачать + Заказать документы

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ В

СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо

и где и как я могу эти знания применить.

Д. Дьюи

Сегодняшний дошкольник – совсем другой по сравнению с ребёнком пятнадцати - двадцатилетней давности. Жаль, что для современного ребёнка характерна потеря живости, притягательности самого процесса познания. Познание мира идёт информативно и однобоко через средства массовой информации и компьютерные игры. Визу-альность и виртуальность познавательных процессов приводит к тому, что год от года увеличивается количество детей, не готовых к обучению в школе. Педагоги бьют тре-вогу, отмечая снижение положительной мотивации к занятиям, к процессу познания.

Публикация «Формирование культуры речи методом проектов в совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи» размещена в разделах

Задача педагогов дошкольного учреждения– помочь ребенку научиться нахо-дить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.

Нашей стране, обществу нужны активные, деятельные люди, которые могут бы-стро приспосабливаться к меняющимся условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию, самореализации.

Какими наиболее важными качествами должен обладать современный человек? Это: целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность, самостоятельность и т. п.

Как воспитать такого ребёнка? Что делать? Как исправить ситуацию? Поиск путей ре-шения данных проблем привёл к использованию инновационных педагогических тех-нологий, которые открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Одним из наиболее эффективных уникальных средств обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способов реализации личностно-ориентированного подхода к образованию в наши дни стала технология проектной деятельности.

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окру-жающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятель-ности по достижению намеченных целей.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джорджем Дьюи, а также его учеником Вильямом Килпатриком.

В России идеи проектного обучения возникли практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога Станислава Теофиловича Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

В советский период эти идеи довольно широко внедрялись в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. В 1931 году метод проектов был осужден и запрещен. С недавнего времени в России он стал широко распространяться и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем, задач не только в школе, но и в дошкольных учреждениях.

Основной тезис современного понимания метода проектов привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между знаниями и умениями.

Проектный метод в дошкольном образовании рассматривается как альтернатива организованной образовательной деятельности.

Цель данной технологии – развитие свободной творческой личности ребенка. В основе её – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает но-вые знания в реальные продукты. Проектом является любая деятельность, выполненная с высокой степенью самостоятельности. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в на-стоящем.

Проект - это совокупность определенных действий, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта.

Проект предполагает решение какой-либо проблемы, предусматривающей, с од-ной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных видов деятельности. Процесс раскрытия проблемы включает четкое планирование действий, наличие замысла решения этой проблемы, четкое распределение ролей.

Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с педагогом окружающей жизни.

Проекты бывают разных типов :

• Исследовательский

В исследовательской проектной деятельности формируем умение изучать и анализировать источники информации, наблюдать и экспериментировать.

• Творческий

Данные проекты способствуют развитию образного мышления, креативности, инициативности, обогащению сенсорного опыта, конструктивных навыков.

• В игровых проектах дети входят в образ персонажей и творчески решают по

своему поставленные проблемы.

В ходе любого проекта совершенствуется речь как средство общения. Дети учатся бо-лее точно характеризовать объект, ситуацию, отстаивать свою точку зрения, высказывать предположения, делать выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. И, конечно, осваивают формы речевого этикета.

По количеству участников проекты подразделяются на :

индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

Все, что ребята делают, они должны делать сами – планировать, выполнять, анализировать, оценивать и, естественно, понимать, зачем они это делают.

По продолжительности проекты бывают :

краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Структура проекта представлена нами в форме звезды, состоящей из 5 П:

Это краткая структура проекта. Для более глубокого ознакомления, предлагаем вам расширенную версию структуры проекта.

Актуальность - это важность, подлинность информации в наше время, в данный момент и в данной ситуации.

Тема выбирается вместе с детьми для более глубокого изучения исходя из акту-альности, должна быть близка и понятна детям, находиться в зоне их ближайшего раз-вития. Педагогу при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему или несколько тем, которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых тем, работа по которым потребует усвоения воспитанниками необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта. Желательно дифференцировать темы по степени сложности. Выбор тематики проектов может быть различным. В одних случаях тема может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться педагогами с учетом воспитательных и образовательных задач, профессиональных интересов, интересов и способностей воспитанников. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими детьми, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Участники-дошкольники должны иметь возможность выбрать организационную форму его выполнения (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, степень сложности проектировочной деятельности.

Четкость организации проектирования определяется конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

Задачи зависят от выбора темы, от возможностей детей, от предполагаемого ре-зультата.

Задача педагога создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Исследовательская активность побуждается про-блемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, организацией опытов и экспериментов.

В основу презентации должен быть положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал до-школьников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача педагога создать условия для того, чтобы дети могли испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.

В заключение необходимо сделать анализ проделанной работы. Рефлексия – ос-мысление, размышление, самоанализ, самооценка и свои впечатления о работе. Необ-ходимо выявить удачные и неудачные моменты. Проанализировать, что не получилось и почему? Наметить пути оптимального решения создавшихся неудачных ситуаций.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который занимает достойное место в системе дошкольного образования. Ребенок учится аргументировать свою позицию, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, что создает неповторимую атмосферу творческого поиска, благоприятные условия для оптимального развития детей дошкольного возраста. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколь-ко установленными нормами.

Литература

1. Барменкова О. И. О работе над проектом. //Иностранные языки в школе. -1997.-№3-С. 25-27.

2. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. - Ростов-на-Дону, 1995.-147с.

3. Гульчевская В. Г., ГульчевскаяН. Е. Современные педагогические технологии. - Рос-тов-на-Дону: Издательство-РИПК и ПРО,1999.- 346с.

4. Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В. Возрастная и педагогическая психо-логия – М. : Издательский центр «Академия», 1998. – 320 с.

5. Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач. школа. – 2005. - №9.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е. С. Полат - М., 2000.

7. Пильщиков В. Н. Сборник упражнений по языку Паскаль. М. : Наука, 1989.

8. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. – М. : Гуманитарный издат. Центр ВЛАДОС, 2004.- кн. 1. Общие основы Процесс обучения.

9. Педагогический словарь в 2 томах. Издательство академии педагогических наук.

10. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. // Народное образование. – 1998.

11. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ Конспект интегрированного занятия «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Фотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖФотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖ Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию»Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию» Речь – одна из линий развития ребёнка. При помощи речи ребёнок может выразить свои желания, мысли, требования. Но этот чудесный дар природы.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Перспективное планирование «Дидактические игры по развитию речи дошкольников в совместной деятельности» Первая младшая группа (2-3 год жизни) Сентябрь, октябрь, ноябрь Основные задачи развития речи Звуковая культура речи Учить детей : правильно.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культуры речи методом проектов в совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи
Опубликовано: 23 сентября 2022 в 10:47
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование культуры речи методом проектов в совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Александровна Брусова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД