Анастасия Дудунова
Формирование культуры питания у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самооблуживания и навыков культуры приёма пищи. Пожалуй одно из самых важных направлений воспитательной работы. В детском саду оно проводится как индивидуально, так и группами.
Главное условие воспитательного процесса – регулярность, непрерывность, единство требований воспитателей и родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой.
Ставя перед собой задачу воспитать у ребенка всех этих навыков, необходимо:
Публикация «Формирование культуры питания у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
1. Приучать детей следить за своим внешним видом.
2. Продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место.
3. Пользоваться расческой и носовым платком.
4. Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
5. Развивать умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.).
6. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Как любой познавательный процесс у детей, воспитание культуры приёма пищи проходит гораздо эффективнее, если добавить в него элементы игры.
Так, дети младшего дошкольного возраста любят кого–нибудь обучать. Поэтому основным помощником для формирования у детей навыков приёма пищи можно использовать, например играя с куклой, Добродушный, персонаж очень подходит для этой роли. Её постоянно нужно чему-нибудь учить (проблемные ситуации).
Дети с радостью учат куклу, стараются всё показать и сделать правильно, закрепляют при этом полученные умения и навыки. У детей формируются навык и по сервировке стола «Напоим куклу чаем», «Накормим куклу кашей».
Одной из форм формирования навыков культуры питания является дежурство. Работу по формированию умений, необходимых при дежурстве по столовой. Надев фартуки и колпачки, дети помогают сервировать стол к обеду: раскладывть ложки, расставлять салфетницы, тарелки, чашки. Большое внимание уделяется формированию навыков культуры приема пищи.
Перед обедом необходимо проводить беседы о правильном питании, о полезных продуктах, о культуре поведения за столом, обсуждалось меню с использованием художественного слова, стихотворений, пословиц и поговорок. При сервировке столов делался акцент на разницу в сервировке в зависимости от количества блюд, подаваемых на завтрак, обед, полдник. Во время приема пищи следить, чтобы дети соблюдали правила поведения за столом: локти на стол не ставить, сидеть прямо, пищу пережевывать тщательно, правильно пользоваться столовыми приборами.
Формирование навыков культуры приёма пищи в проектной деятельности невозможно без взаимодействия с семьей. С родителями были проведены консультации: «Плохому аппетиту – бой», «Как правильно кормить ребенка»; родительское собрание; оформлена папка «Здоровое питание». В родительских уголках размещалась разнообразная информация о правильном питании : «Как красиво оформить детские блюда», «Рецепты блюд», «Особенности питания детей».
Вовлечение родителей в образовательный процесс дети вместе с родителями дома готовили, фотографировали процесс приготовления, участвовали в выставке рисунков «Мое любимое блюдо», «Готовим вместе с мамой». Мама Милы В. пошила фартучки с головными уборами в уголок дежурства по столовой.