Надежда Уфимцева
Формирование культуры общения и этикета у детей дошкольного возраста
Формирование культуры общения и этикета у детей дошкольного возраста
13 декабря 2020 г.
«Душа ребёнка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама. Проведёшь один раз чёрной палочкой, то всю душу замараешь. Если вдуматься, белой палочкой и является - народная педагогика. И добрые обычаи, традиции, сказки, поучения… Всё, чем жив человек».
Михаил Юхма
Публикация «Формирование культуры общения и этикета у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Дети - наша гордость. В них всё нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумывались над тем, что привлекательность наших детей не только в красоте их внешнего вида? Главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры – слова, мимика, жесты, движения?
Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, так как не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, культуры общения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства все уже достаточно настрадались. А всё ли сделано для того, чтобы вырастить нравственно здоровых детей?
Я однажды задала себе этот вопрос и задумалась над этой проблемой. Перечитала заново методические книги, труды наших классиков - педагогов, прибрела некоторые новые издания. Пришлось по крупицам собирать рекомендации, советы, предложения.
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме.
На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил.
Ещё В. А. Сухомлинский говорил, что «Речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры». В слове - суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет. Поэтому от воспитателя постоянно требуется внимание к манере общения детей друг с другом и с взрослыми. Предлагая им различные игры, жизненные и провокационные ситуации, давая их поступкам доброжелательную оценку, он формирует в каждом ребёнке внутреннюю потребность строить общение с помощью вежливых слов.
Ребёнок - великий наблюдатель и подражатель - замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения, поэтому важной задачей является установление взаимосвязи между уровнем представления о культуре общения у детей и родителей.
Я сразу задала себе вопрос: «Кто в вопросах воспитания несё т большую ответственность: семья или общественное учреждение?» Для поиска ответа на поставленный вопрос хотелось бы обратиться к истории отечественной педагогики, к русским традициям. Известный русский просветитель XVIII века Николай Иванович Новиков полагал, что нравственные основы воспитания закладываются в семье.
Особого внимания заслуживают нравственные правила Н. И. Новикова: уважение к старшим; любовь к людям труда, презрение к праздности, скуке; честность, мужество. Например: «Имей к людям уважение, если уважаем быть хочешь»; «Праздность - мать всем порокам»; «Если ты виноват, то винись скорее: упрямством умножишь и вины, и беды». Русский просветитель отмечал, что «Процветание государства, благополучие народа зависит от доброты нравов, а доброта нравов неотъемлема от воспитания. Через него привычка к порядку, отечественный дух, благородная народная гордость».
Современники назвали Новикова «Неофициальным министром просвещения». Его идеи нашли отклик в умах прогрессивного дворянства России начала XIX века. Нравственные нормы и правила хорошего тона усваивались дворянскими детьми, прежде всего в семейном кругу. Почитание старших было одним из основополагающих элементов традиционного русского воспитания. Мы живём в другую эпоху, изменились наши традиции. Но мы не должны забывать то ценное, что было в нашей истории.
Большую роль в нравственном развитии личности дошкольника сыграл и Сухомлинский В. А., отводя важную роль в воспитании детей семье. Он говорил: «Ребёнок - это зеркало нравственной жизни родителей». Семья оказывает огромное влияние на ребёнка. Пример родителей, взаимоотношения в семье, организация совместного труда и досуга - всё это имеет своё определённое значение. Детям свойственно стремление к подражанию, поэтому многое в их нравственном развитии зависит от культуры взаимоотношений в семье, от той атмосферы, которая сложилась в ней. В хорошей семье дети редко слышат запрет, а чаще слышат поощрение, одобряющее слово.
В ребёнке воспитывается стремление быть хорошим. Если в семье господствует обстановка бессердечия, то ребёнок становится равнодушным к добру и красоте.
Принципы и нормы культуры общения формировались веками. Народы всех стран и времён тщательно отбирали, хранили, накапливали опыт общения по принципу : разумно - нравственно - красиво. Стержнем, основой истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия - непременное условие воспитания культуры общения. Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость.
До XVI века слово «вежа» означало «знаток», тот, кто знает приличия - условные и общепринятые способы выражения доброго отношения к людям. В приличиях закреплены принятые формы приветствия, обращение друг к другу, оказание некоторых услуг, формулы благодарности и извинений. Культура общения не исчерпывается только одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут - тактичность, одно из самых симпатичных и привлекательных человеческих качеств, которое состоит в умении понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у других те или иные поступки.
Главным средством общения является язык, речь, слово. Потому как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности. Воспитание культуры речи органически входит в формирование культуры общения. От того, какую речь слышит ребёнок, во многом зависит его речевое развитие. Ведь первоначальное овладение человеческой речью основано на подражательности. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые и, подражая, копируют услышанное.
Я свою работу по этому разделу начинала с изучения, как дети проявляют себя в разговоре с близкими, с взрослыми, со сверстниками. Достаточен ли у них запас слов; могут ли выражать мысли ясно для окружающих; как при этом ведут себя, непринуждённо или скованно? Какова манера говорить - торопливо или медленно, с хорошей дикцией или невнятно, громко или тихо? Каков тон, выразительность речи? Не слишком ли много жестикуляции и т. д. Все эти программные требования и выясняла в разговорах и беседах с детьми, в наблюдениях за ними в процессе различных видах деятельности – совместной, самостоятельной, непосредственно образовательной.
А. С. Макаренко писал: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только, когда с ним разговариваете, или поучаете, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газеты - всего это для ребёнка имеет большое значение».
Если понаблюдать, как разговаривают между собой дошкольники, можно заметить, что многие из них кричат, явно подражая кому-то из взрослого окружения.
Поэтому, воспитание речевой культуры у детей я начинала с создания в группе тишины. Ведь тишина - благоприятный и обязательный фон для охраны нервной системы, слуха, голоса, а также воспитание культуры речи. И это очень важно. Ведь трудно научить детей, постоянно находящихся в шумной обстановке, разговаривать спокойно, вежливо, управлять интонациями и силой голоса.
Создав в группе благоприятную для общения атмосферу, знакомила детей с теми или иными правилами поведения и общения, закрепляла их через дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно - ролевые игры, в повседневной жизни.
В совместной деятельности проводила игры - импровизации, игры - упражнения. Например, в игре - импровизации «Встречаем гостей» дети учились, как можно встретить гостей, благодарить за угощения, подарки и проведённый вечер. Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления культуры общения и правил этикета. Потому что во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться и в процессе игры можно показать, как необходимо себя вести в той или иной ситуации.
С целью закрепления навыков и умений использовала разную наглядность, которая в доступной и образной форме напоминала детям о правилах поведения и культуры общения. Наиболее целесообразным временем для рассматривания картинок являются часы после дневного сна. Очень нравятся детям картинки, раскрывающие содержание навыков культуры общения на примере сказочных героев, изображённых в различных ситуациях. Формирование культуры общения и этикета невозможно себе представить без использования художественной литературы. Ведь при чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. После чтения сказок, рассказов, стихов обязательно обсуждаем с детьми поступки героев, задаю вопросы, позволяющие думать и делать выводы.
Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребёнка, использую кукольный, настольный театр, театр на коврографе. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет через театрализованную деятельность оказывает позитивное влияние на детей. Театр позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации от лица какого - либо персонажа.
Работа, проводимая в детском саду по формированию у детей поведенческой культуры и речевой культуры, наиболее результативна там, где находит продолжение в семье. Дети не только приобретают знание норм речевого этикета с взрослыми и сверстниками, но и используют эти знания, причём не только в ходе непосредственной образовательной деятельности, но и в реальных жизненных ситуациях. Дети относятся друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшается число конфликтных ситуаций. Кроме того, значительно обогащается их лексический запас, он пополняется словами и выражениями из словаря речевого этикета.
Именно общая духовная жизнь, основанная на благородных идеалах, способна обогатить каждого члена семьи, и маленького и большого.
Обобщая и анализируя опыт практического воспитания детей, можно, как В. А. Сухомлинский, выделить четыре основных условия, делающих всякого ребё нка воспитанным:
1) радость, счастье, жизнерадостное мировосприятие;
2) сердца детей должны быть широко открыты радостям и горестям других людей;
3) вера в другого человека, наличие старшего друга;
4) красота, духовная жизнь в мире прекрасного.