МААМ-картинки

Формирование культуры общения детей старшего дошкольного возраста

Евгения Крупина
Формирование культуры общения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование культуры общения детей старшего возраста

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Публикация «Формирование культуры общения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Культура речевого общения предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий.

В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры общения детей дошкольного возраста.

Свою работу с детьми над этой проблемой начала с заучивания «вежливых» стихотворений и загадок, с создания словаря вежливых слов. Стихи детям нравятся, стала их использовать для напоминания формул прощания, приветствия, благодарности.

Ведущей формой работы определила развивающие игры. Они вызывают живой интерес, повышают эмоциональный тонус. Разыгрывали сюжетные этюды, ситуации, обсуждали поведение героев, которые способствовали развитию основ культуры общения. Детям интересны эмоциональные игры «Вежливо – невежливо», «Что было бы, если…», которые закрепляют умение общения. После этих игр рисовали пиктограммы – схематичное выражение лица с различным настроением. С помощью игр «Комплименты», «Волшебный апельсин», «Назови ласково» развивается чувство близости с детьми, проявляется доброжелательность. Дети научились не только принимать комплименты, но и дарить их друг другу и взрослым.

В современной игре интересную роль сыграл телефон. С детьми строили диалог, а затем перешли к специальным обучающим играм, которые имеют конкретное содержание, максимально приближенное к жизни. Использовала темы разговоров:

- звонок на работу маме;

- разговор с другом по телефону;

- приглашение в гости;

- разговор с бабушкой, живущей в деревне.

На основе схем – моделей познакомила детей с правилами разговора по телефону. Дети знают, что нужно поздороваться и представиться, нельзя кричать в трубку, долго разговаривать по телефону и как закончить разговор.

Художественная литература – богатый материал, раскрывающий нормы речевого общения. В диалогической беседе при обсуждении литературных произведений знакомила детей с речевым этикетом, с нравственными норма-ми.

Этические беседы включила в систему многообразных методов. Содержание бесед составили в основном жизненные ситуации и опирались они на события, которые предоставляет жизнь и деятельность ребёнка в кругу сверстников.

Интересно проходили «путешествия в страну Вежливости».

На них преодолевали различные препятствия. Чтобы открыть замок на воротах, нужно назвать «волшебные» слова, которые знают дети. А как же перейти реку, если нет моста? Мост через реку перекинулся, когда дети назвали правила дружбы… Такие путешествия заканчивались сюрпризным моментом.

Использовала разные виды театра: драматизация «Добрый день», «страна Вежливости», кукольный спектакль «Встречаем гостей», настольный театр «Подари подарок другу».

Работа, проводимая в группе с детьми, нашла продолжение в семье. Использовала совместную деятельность детей с родителями в сочинении рассказов о добрых поступках, чуткости. На родительском собрании обсуждали особенности общения ребёнка со сверстниками. На консультациях даны «рекомендации по совершенствованию внутрисемейного общения с детьми». Вместе с родителями оформлен альбом «Наши добрые поступки». Была организована выставка детских работ на тему «Добрые волшебники», на которую приглашались родители.

В результате проведённой работы дети не только приобрели знание норм речевого этикета со взрослыми и сверстниками, но и стали использовать эти знания в ходе образовательной деятельности и в реальных жизненных ситуациях.

Обогатился лексический запас, дети стали применять этикетные стереотипы: советы, извинения, одобрения, комплименты.

Заметные сдвиги произошли в отношениях между детьми и родителями. Дети теплее стали относиться к взрослым, ласковее. Заметно это сказывалось на занятиях по коммуникации, когда дети составляли рассказы из личного опыта. Рассказы были проникнуты теплом и заботой о близких.

Вежливость не рождается сама собой. Её воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. Так, чтобы человек – будь то маленький или взрослый – дарил окружающим улыбку.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Театрально-игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей дошкольников» Что такое Театр? Это лучшее по утверждению К. С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо,.

Проект «Театрализованная деятельность в ДОУ компенсирующего вида» Презентация дополняет проект "Театрализованная деятельность в ДОУ компенсирующего обучения" воспитателя Соколовой М. Н. Данное образовательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культуры общения детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 мая 2014 в 15:06
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование культуры общения детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Крупина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД