Евгения Беляева
Формирование культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных будущих маленьких граждан – дошколят.
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Ведь ребенка при неумелом поведении в помещении дет. сада, да и за воротами дошкольного учреждения могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путем целенаправленного обучения с самого раннего детства основам безопасного поведения.
Публикация «Формирование культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Одним из направлений реализации образовательной деятельности «социально-коммуникативное развитие», согласно Федеральному стандарту, является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе.
Прежде чем знакомить детей с основами безопасности педагогу необходимо самому хорошо разбираться в данном вопросе.
3 слайд: При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:
1. Формирование основ по сохранению и укреплению здоровья.
2. Воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости – действовать.
Формирование культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:
• Знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
• Развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
• Воспитание грамотного участника дорожного движения;
• Воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
И так, после определения цели и задач, встает вопрос: с чего начать?
Выявить уровень знаний и интересов детей, их коммуникативность, степень сформированности практических умений и навыков на первом этапе помогают:
а) беседы: как избежать неприятности дома, на улице, в лесу, и т. д.
б) различные виды игровой деятельности: сюжетно – ролевые, дидактические, развивающие, настольно – печатные, подвижные.
в) тренинги: «Я потерялся», «Разговор по телефону», «Незнакомец за дверью», «Один дома» и др.
г) разбор проблемных ситуаций: «Что ты будешь делать, если постучали в дверь?», «Тебя приглашают покататься на машине» и др.
Знания и умения детей зависят от возраста и усложняются в каждой возрастной группе. В нашем детском саду был разработан перспективный план по ОБЖ согласно комплексно – тематическому планированию, где с учетом возрастных и психологических особенностей были определены задачи работы, а также формы работы с детьми и родителями по формированию навыков безопасного поведения.
6 слайд: Для проведения работы на данном этапе нужно создать условие для ознакомления детей с основами безопасности, т. е. организовать предметно – развивающую среду. В нее входят:
1) Уголок безопасности, который содержит следующие материалы:
- Практический: Щит безопасности.
- Наглядный: Плакаты, иллюстрации, план – схема.
2) Игротека, которая содержит:
• Дидактические игры: «Опасно – неопасно», «Четвертый лишний», «Собери целое из частей».
• Настольно- печатные игры:"Осторожно дорога", "Это надо знать","Дорожные знаки"
• Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Работа по взаимодействию ОБЖ проводится через следующие формы организации детей :
• Специально – организованная деятельность детей (экскурсии, развлечения, где дети получают новые знания по изучению правил поведения в экстремальных ситуациях дома, на улице, в природе; устанавливают причинно – следственные связи;
• Совместная деятельность воспитателя и детей (беседы, тренинги, чтения художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, сюжетно – ролевые игры, в которых закрепляются знания, полученные на занятиях).
Обучение проводится в форме занимательно – двигательной игры, что делает процесс усвоения материала живым и легким. Ира дает возможность быть ребенку самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочие навыки «Азбуки безопасности».
Анализируя проводимое в нашем дошкольном учреждении обучение можно сказать, что интегрированные занятия более результативные. У детей возникает желание заниматься разными непохожими друг на друга видами деятельности, пробовать себя в разных ее видах: рисовании, театрализованной, художественно – речевой. С помощью таких знаний дети лучше и быстрее воспринимают и усваивают информацию : у них развиваются познавательная активность, коммуникативные навыки. На интегрированных занятиях достигается главное – дети не только знают на практике основы правила безопасности, но и учатся формулировать, объяснять необходимость их применение в экстремальных ситуациях. Основной принцип ежедневной воспитательно – образовательной работы по основам безопасной жизнедеятельности – обучение с увлечением.
Круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно выбрать четкую стратегию сотрудничества с родителями, так как они заинтересованные партнёры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых. В нашей группе детского сада хорошей традицией стало проведение:
• Родительских собраний по темам: «Безопасность дошкольников», «Правила дорожного движения», «Огонь - это опасно».
• В этом году в первые, в нашем детском саду прошла акция: «Эмоциональная безопасность детей». Наша группа работала по разделу «Детские страхи». В результате данной акции каждая семья приготовила информацию о том какие бывают детские страхи и как с ними бороться.
• Создание проектов: «Ребенок и природа», «Путешествие в организм человека»
• Оформление информационного уголка по безопасности.
Стенд «Обсудите с ребёнком ситуацию»
Работая с родителями мы
• Объясняем актуальность, важность проблемы безопасности детей;
• Повышаем образовательный уровень родителей по данной проблеме;
• Обозначаем круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.
В результате данной работы, дети подготовительной группы имеют представление о видах опасных ситуаций (в быту, на улице, в природе); о способах поведения в опасных ситуациях.
Могут добиваться:
а) осознанного выполнения основных правил безопасного поведения в опасных ситуациях;
б) быть осмотрительными и осторожными в местах и потенциально опасных ситуациях.
О чем свидетельствуют анкеты детей на следующие вопросы:
1) Знаешь ли ты свой адрес, телефон и сможешь ли ты объяснить, где живешь?
2) К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?
3) По какому номеру нужно звонить в полицию, пожарную и скорую помощь?
4) Какие правила дорожной безопасности ты знаешь?
5) Какие правила зимой ты соблюдаешь?
6) Назови правила безопасности поведения в лесу?
Воспитание безопасности – это непрерывный, последовательный процесс, начинающийся в детском саду. Именно в детском саду закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире и все, что ребенок усвоит в дошкольном учреждении по правилам безопасного поведения, останется у него и будет закрепляться дальше в начальной школе на уроках «Окружающий мир», «Я и мир вокруг меня».
Вывод: во время пути к достижению цели важно не навредить ребенку, а сделать так, что бы шел процесс его совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость.