Гусельщикова Анастасия
Формирование коммуникативных навыков на музыкальных занятиях
Формирование коммуникативных навыков на музыкальных занятиях
Дошкольное образование – это первый уровень в системе образования РФ, в рамках которого происходит активное становление основ личности. Перед педагогами дошкольного образования стоит сложная задача - воспитать культурную, творческую личность, которая сможет найти свое место в социуме и постоянно изменяющейся действительности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое значение уделяется развитию общения со взрослыми и сверстниками, а также формированию коммуникативной деятельности на всех этапах дошкольного детства.
Публикация «Формирование коммуникативных навыков на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников является актуальной проблемой в наше время. От этого зависит дальнейшая жизнь ребенка, его положение в социальной среде. В современном мире дети переживают трудное общение как со взрослыми, так и со сверстниками. Они затрудняются вежливо обращаться с просьбой, сопереживать или симпатизировать окружающим.
Как известно, пение является одним из популярных и более любимых видов музыкальной деятельности. Исполнение песен оказывает благотворное влияние на творческие способности, психику ребенка. Как утверждает А. Н. Зимина: «пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста». Через пение развивается его коммуникативные навыки, благодаря словам, ребенок понимает содержание песни, учится раскрывать музыкальный образ, формируя личностные качества. Коллективное исполнение песен в детском саду формирует умение общаться с коллективом, работать в команде. Особое значение нужно уделять подбору песенного репертуара, который должен быть направлен на развитие музыкальных способностей и коммуникативных навыков. Примером служит коммуникативные игры «Здравствуйте» для младшего дошкольного возраста и «Дружок – колобок» для старшего дошкольного возраста Е. Картушиной. Обращаясь к воспитательным методам стоит отметить, что важность использования приемов, развивающие в дошкольнике умение слушать товарища, помогать ему в сложных ситуациях. Использование творческих заданий «Придумай и спой песенку», «Закончи мелодию», дидактическая игра в группах и парах, «Передай звук по цепочке», так же способствует развитию коллективного общения. Для преодоления стеснительности, неуверенности в себе, боязни публичного выступления используют «игры с голосом», которые так же благотворно влияют на его вокальные навыки.
Использование на занятиях музыкальных игр необходимо, так игра заложена в ребенке с самого раннего детства и является одной из основных деятельностей дошкольников. Через музыкальные игры ребенок проявляет интерес к музыкальной деятельности, игровые моменты способствуют развитию чувства сплоченности, учат детей общаться между собой, через музыкальное произведение или движения. Примером может служить музыкально-дидактическая игра, которая учит работать в составе малых групп, оказывая поддержку и помощь друг другу. Участие в малых группах помогает сформировать умение работать в команде, учитывая мнение и желание каждого участника группы, помогать друг другу. Музыкальные игры тесно связаны с умственной деятельностью дошкольника, которая способствует развитию самостоятельной музыкальной деятельности. Игры в дошкольном возрасте являются основой педагогических технологий. Игровую деятельность необходимо использовать не только во время занятий, но и на утренниках, прогулках, а также во время музыкальных зарядок.
Большое значение для развития навыков общения оказывают танцы-игры. Данная деятельность влияет не только на музыкальные способности дошкольника, улучшает его координацию, придает выразительности движениям, но и помогает побороть неуверенность в общение с другими детьми, что благотворно влияет на его коммуникативные навыки. С помощью танца ребенок учится проявлять такие качества как: инициативность, готовность к общению; развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональность и выразительность невербальных средств общения. Движения танца построены таким образом, чтобы дошкольник чувствовал дружелюбный настрой других детей, воспитателя. Важно при планировании педагогических технологий учитывать доброжелательный настрой и позитивное влияние танца.
Значительная роль в формирование музыкальных и коммуникативных навыков принадлежит игре на музыкальных инструментах. Игра в импровизированном детском оркестре влияет на эмоциональный настрой детей, учит их сплоченности, развивает в них чувства коллективизма. Обучение детей игре на музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке. Во время детского музицирования на занятиях, следует обратить внимание детей на яркость звучания инструментов, а так же на то, что они находятся в коллективе, чтобы ребенок чувствовал товарищество и поддержку другого участника оркестра. Сосредоточенность, внимание, упорство в достижении поставленной задачи развивает в ребенке игра в оркестре, так же она помогает ребенку преодолеть неуверенность в своих силах, робость, нерешительность.
При использовании педагогических технологий формирования коммуникативных навыков у дошкольников в процессе музыкальных занятий применяют игры-драматизации. Игра-драматизация – это действие, исполняемое коллективно совместно с взрослыми, в котором проявляются индивидуальные особенности и творческие способности детей. Часто игру-драматизацию сравнивают с театральными играми. Театральные игры - это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, т. е. воссоздаются конкретные образы. Игра-драматизация или театральная игра позволяет дошкольнику получить новый опыт общения, общение, через роль, в которой ребенок проявляет свою индивидуальность. Важным элементом данной игры является умение привить ребенку понимание важности каждого персонажа театрализованного действия, это способствует формированию доброжелательности, взаимоуважения к своим товарищам, ответственности и переживанию за общий результат деятельности.
Изучение на занятиях народного фольклора, в том числе хороводов, народных круговых танцев, народных игр, так же формируют у дошкольников формирование коммуникативных навыков. Как известно, в народном творчестве принято принимать участие каждому, тем самым создавая большое театрализовано-игровое действие. Применение, в ходе занятий элементов народного творчества формирует у детей положительные эмоции, желание работать в команде, умение общаться. Использование данных игровых действий в ходе различных мероприятий благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков.
Таким образом, развитие коммуникативных навыков представляет собой комплекс методов и функций, который направлен на формирование личности осуществлять коммуникацию с другими людьми, правильно и точно воспринимать, и передавать полученную информацию в социуме. Методы, которые используются для достижения развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях : песенное творчество, импровизация, игра в оркестре, театральное представление, сюжетно-ролевая игра, игровые упражнения.