Елена Лысенко
Формирование коммуникативных качеств речи у дошкольников посредством реализации культурной практики «Литературная гостиная»
▼ Скачать + Заказать документы
Елена Лысенко
Сегодня детский сад динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в российском образовании. Важной целью государственной политики является создание условий для достижения нового качества дошкольного образования. В условиях быстро меняющейся ситуации смещаются и образовательные приоритеты. В качестве одной из задач выступает формирование у дошкольников коммуникативной компетенции, необходимой в дальнейшем для общения, сотрудничества и взаимодействия в жизни, установления партнерских отношений, умения применить полученные знания на практике.
Публикация «Формирование коммуникативных качеств речи у дошкольников посредством реализации культурной практики „Литературная гостиная“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
На протяжении ряда лет наблюдая за детьми 6-7-го года жизни, в различных видах деятельности (музыкально - художественная, продуктивная, познавательная, речевая, физическая, было отмечено, что в подавляющем большинстве дети испытывают затруднения: в умении общаться друг с другом с использованием всех доступных - речевых и неречевых средств; в интерактивном взаимодействии - умение слушать и слышать собеседника, инициативно высказываться, задавать вопросы, отвечать на них, проявлять активное ответное отношение, плохо владеют средствами и способами построения развернутого текста в условиях продуктивной творческой речи, коммуникативными качествами речи. Дети не умеют вести диалог, не могут ясно и последовательно выражать свои мысли; не используют разнообразные языковые средства в своей речи, у них не сформирована культура речи.
А ведь по утверждению психологов, пятилетний возраст ребёнка наиболее благоприятен для социализации, формирования речи.
Решение данной задачи возможно в условиях активной образовательной деятельности дошкольников, в процессе которой они становятся ее субъектами. Этому способствует использование таких эффективных методов и средств обучения, как системно-деятельный подход, метод творческих проектов, реализация дифференцированного подхода, диалогизация процесса обучения.
Для этого необходимы особые культурные практики, обеспечивающие активную и продуктивную образовательную деятельность, которые основаны на взаимодействии ребенка со взрослыми.
Коммуникативные качества речи у дошкольников решили развивать, опираясь на литературные произведения, посредством реализации культурной практики «Литературная гостиная».
Планирование деятельности начинается с анализа задач двух образовательных областей «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», в которые включено содержание образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой. Интеграция задач двух образовательных областей позволяет ввести в работу, так любимые детьми, формы изобразительной деятельности: рисование, художественное конструирование, тематические досуги, изготовление украшений, декораций, выставки творческих работ. При планировании учитываются возможности культурно-досуговых организаций, находящихся в территориальной близости к детскому саду. С представителями этих организаций (библиотеки, музея) согласуется тематика, формы работы «Литературной гостиной». Темы подбираются также исходя из принципа сезонности, календарных праздников, доступных пониманию детей, включение регионального компонента.
Мы попытались распределить художественную литературу в планировании так, чтобы педагог не был скован конкретным перечнем и имел возможность дополнять список литературой, исходя из особенностей детей группы, их интересов. Это художественные тексты трех видов: фольклор, классические поэтические и прозаические произведения и тексты современных авторов.
Для того чтобы познакомить детей с книгой, педагог в начале располагает новый книжно-иллюстративный материал в развивающей предметно-пространственной среде группы. Дальнейшая его деятельность исходит из проявленного интереса детьми к новому материалу. Задача педагога – поддержать и развить интерес в совместной деятельности с воспитанниками, в формах, предусмотренных образовательной программой ДОУ: рассматривание иллюстраций, чтение книг, проведение экспериментов, викторин, театрализаций.
Экспонаты гостиной собраны в соответствии с возрастом детей и располагаются в специально отведённом месте в групповой комнате, находятся в свободном доступе детей, могут быть использованы в сюжетно-ролевых играх, в театральной деятельности, в процессе непосредственно образовательной деятельности.
В процессе реализации данной технологии в работе с дошкольниками использовались следующие методы и приемы:
1. Беседа. Беседа по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них, что побуждает их думать и говорить. Например «Моя любимая книга», «Что такое фольклор», «Как появилась сказка» и т. д.
2. Чтение, рассказывание, сочинение и анализ сказок. Литературный материал незаменим в речевом развитии ребёнка.
3. Игра. При помощи игры можно решать самые разнообразные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством повышения самооценки; для другого - школой формирования речевых навыков и развития социальных отношений со сверстниками в целом.
4. Проигрывание этюдов, игр-упражнений, развивающие различные художественно- речевые качества.
5. Решение проблемных ситуаций (реально-практических, имитационно-игровых и условно-вербальных).
6. Театрализованная деятельность. Театр несет в себе огромный опыт отношений человека с социумом. Поэтому и является для всех нас средством развития речевой активности.
В круг чтения входят произведения разных видов и жанров: стихи, сказки, рассказы, юмористические произведения.
Во время рассказывания сказки дети не только их слушают, но и начинают их договаривать, а потом и драматизировать. Сказки дают возможность для формирования словообразования, например: лисичка – сестричка, волчок – серый бочок, рукавичка, морозко (употребление слов в уменьшительно – ласкательном значении). Усвоение притяжательных прилагательных (волчий, заячий, лисий) как в сказке «Хвосты». При формировании грамматического строя речи, обучаем детей образованию однокоренных слов, например: зайка- заинька, серый – серенький. Согласование множественных числительных с существительными – «Один – много» : семеро козлят, три медведя, два жадных медвежонка, три поросенка и т. д.
Особое внимание уделяем знакомству с эпитетами – средствами для украшения речи.
Сравнениями – это широко распространённый художественный прием, который используется для повышения выразительности и образности описаний.
Метафоры – Это перенос наименования по сходству. Широко применяются в поэзии.
Стихи широко включаются в круг детского чтения «Литературной гостиной». При заучивании стихов у детей отрабатывается дикция, правильное произношение, выразительность речи, эмоциональные чувства.
Особую роль в работе с детьми с нарушениями речи играет выполнение творческих заданий, которые проводятся почти на каждом занятии. Под творческими заданиями понимается выполнение лексических, грамматических, фонетических на подбор определений (эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности. В рамках «Литературной гостиной» педагог предлагает также нарисовать иллюстрации к сказкам.
Успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как организована педагогическая работа с родителями, в процессе которой происходит установление тесного контакта с семьями, обсуждение с родителями актуальных проблем речевого развития детей.
Проведение таких творческих мероприятий, как «Литературная гостиная», с участием родителей воспитанников позволяет обратить внимание последних на проблему речевого развития детей, а педагогам поупражняться в речевой культуре.
Используя в своей работе культурную практику «Литературная гостиная» удалось достичь значительных результатов. Дети стали чувствовать на занятиях себя более свободно, раскрепощено, увереннее и, главное, с удовольствием участвовали в самостоятельной творческой деятельности.
На данный момент дошкольники с помощью использования коммуникативных качеств речи ярче проявляют себя в разных видах деятельности, и прежде всего в театрализованной, игровой и художественной. Богатство, точность и выразительность речи повлияла не только на формирование их речи, но и способствовало развитию таких качеств личности как открытость, эмоциональность, общительность и так далее. Оказало широкое влияние на коммуникативную культуру, взаимоотношения с окружающими.