Марина Бабаева
Формирование исторической компетентности у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование исторической компетентности у старших дошкольников
Главное в работе с детьми – это сделать их жизнь в детском саду счастли-вой, уютной; окружить любовью и заботой, научить трудиться и учиться, уважать старших и помогать младшим. Поэтому моя профессиональная установка заключается в том, что главный в доме под названием «детский сад» - это ребенок, а я, воспитатель, человек, который помогает организовать жизнь в его доме. Важно сформировать у ребенка широкое понятие дома: семья, детский сад, школа, город, страна, Родина. Для этого я использую основные гуманистические принципы образования, принципы семейного воспитания (наследования и индивидуализации, активности, органичности и пре-емственности в освоении знаний предыдущего опыта ребенка, комментарийно-сти, а так же возможности такой образовательной области как «история» и педагогической технологии «интеграция содержания обучения».
Темочки:
Почему именно в этом возрасте идет конструирование этой системы? Старший дошкольный возраст – это время «фактического складывания личности» (Д. Б. Эльконин); «формирования иерархии мотивов, достаточно устойчивой «Я – концепции» (В. С. Абраменко); «возникновения первого абриса детского мировоззрения» (А. Н. Леонтьев). Старший дошкольник мыслит, упорядочивает собственную картину мира, движется от разобщенного к системе, от субъективного и случайного к объективному и существенному посредством слов и, стоящих за ним, представлений. У него сформированы основы языковой, интеллектуальной, социальной компетентности. Наличие этих составляющих, позволяет вводить историческое содержание в содержание дошкольное. История в данном случае выступает, как средство формирования «Я – концепции», мировоззрения ребенка, чувства толерантности и патриотизма, а принцип интеграции позволяет включить содержание образовательной области «история» в основное содержание дошкольного образования, не перегружая ребенка. Я использую такие принципы интеграции, как сосредоточение функций, экономичности, субординации, содержательного повтора, комплементарности. Мною отобрано содержание для исторического образования детей, которое отражает базовые события, понятия и взаимосвязи, для его наиболее полной реализации применяю интерактивные методы обучения: развлекательные (обеспечивают создание благоприятной атмосферы познания, отбор увлекательного содержания, коммуникативные (обеспечивают включенность ребенка в процесс обсуждения и рассуждения, релаксационные (связаны с умением принимать учебную нагрузку и умением расслабляться, отдыхать). Таким образом, выстраивается система интегрированного исторического образования детей дошкольного возраста.
Обучение истории организую поэтапно : I этап охватывает возраст детей 5-6 лет, он характеризуется погружением детей в историю. II этап охватывает возраст детей 6-7 лет; он характеризуется дальнейшим расширением исторических представлений; продолжается фрагментарное изучение наиболее ярких страниц отечественной истории. На протяжении деятельности в этих этапах дети знакомятся с историей как с наукой; идет формирование их исторической компетентности путем изучения исторического прошлого своей Родины, родного края. Дети знакомятся с историческими понятиями и событиями (что такое «история»; «исторический источник», «род», «древняя Русь» и др.); узнают, где можно найти информацию о тех или иных исторических событиях; получают навыки работы, с первыми для них, историческими источниками (картой, энцик-лопедией, иллюстрацией, текстом сказки, былиной, пословицей и т. д.).
Так как дети этого возраста не умеют читать и писать, невозможно воспользоваться традиционными способами обучения, поэтому активно применяю пиктограммы - ребусы, игры разных видов, материалы художественных, музыкальных произведений (целесообразных с исторической точки зрения); преднамеренно, созданные педагогом, проблемные ситуации и т. п. - все это помогает детям осознанно воспринимать и «прочитывать» задания, находить ответ на обозначенную проблему, включаться в совместный или самостоятельный поиск. Все содержание исторического образования для старших дошкольников структурировано в тематических блоках: «Русь изначальная», «История развития труда человека», «Традиции и быт русского народа», «История культуры», «История в лицах». Каждый блок имеет основную тему и делится на более конкретные темы. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений об истории России. Содержание каждого блока содержит в себе как познавательную, так и воспитательную составляющие. Представленное содержание исторического образования не является самостоятельной единицей обучения, оно интегрируется в основное содержание образования до-школьников, его освоение происходит: 1. Во время образовательной работы по базовой общеобразовательной программе дошкольного образования, когда дети овладевают содержанием программных разделов. Например, изучая разделы: «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» дети одновременно познают исторический смысл некоторых событий, фактов, понятий на основе изучения текстов сказок (например, р. н. с. «Зимовье», «Финист – Ясный Сокол», «Царевна –лягушка», «Никита Кожемяка» и др.); «Ознакомление с пространственными отношениями», дети получают навыки работы с планами, схемами, географическими и историческими картами; учатся «читать» эти исторические источники; «Конструирование», содержание этого раздела позволяет без дополнительной умственной нагрузки, погрузить ребенка в мир архитектурного искусства (понятие «архитектурные стили»; рассматривание построек разных времен; деталей для строительства, и т. п.); «Развитие элементов логического мышления», во время образовательной работы с детьми по данному разделу, идет знакомство с моделями классификационных отношений («круги Эйлера», «классификационное древо», которые могут усваиваться детьми и на материале исторического характера (например, выясняются отношения понятий «жилище» - «пещера» – «изба» - «терем» -«дом» и т. п.). В совместной деятельности с детьми ввожу модифицированные модели – «лента времени», «генеалогическое древо», которые используются для наглядного представления живой связи времен (например, построение древа семьи и определение понятия «поколение»; построение временной последовательности определенных событий в истории и т. д.).
2. В совместной деятельности педагога и детей в течение дня. Историческое содержание осваивается детьми в разных формах, например: работа с историческими источниками : картой. В ходе работы с географической и исторической картами у детей формируются навыки ее «чтения» : определение местоположения объекта, использование условных обозначений; развиваются пространственные представления при ориентировке на плоскости. Детям предлагаю для изучения карты Древней Руси, России, ЯНАО, города, микрорайона; фрагменты карт Куликовской битвы, Ледового побоища и др. ; репродукции картин и иллюстрации исторических событий – выступают для дошкольников историческими источниками, поскольку их содержание отражает различные эпохи, содержат элементы исторических объектов (одежда, предметы быта, архитектура и т. п.). На материале картин и иллюстраций идет уточнение, расширение и углубление представлений об окружающем мире и исторической действительности. Использую репродукции и иллюстрации, например: «Московский кремль при Иване Калите. Середина XIV века» А. М Васнецова; «Народные гулянья» Н. Криворучко; «Ярмарка» Е Кустодиева; «Богатыри» В. Васнецова; иллюстрации Е. Рачева, В. Лебедева, и др. Исследовательская деятельность, которая в историческом образовании дошкольников играет одну из ведущих ролей, поскольку позволяют ребенку самому делать свои «неясные» знания «ясными», ликвидировать возникшие у него противоречия практическим путем (в ходе опытов и экспериментирования). Например, организую опыты с песком, водой, глиной для определения свойств этих объектов с целью исследования возможности изготовления из них глиняной посуды, которой пользовались люди в прошлом; также исследуются возможности пера - для письма; бересты - для письма, рисования, изготовления предметов быта; камня - для строительства и проч.
В ходе познания детьми исторического содержания, организую работу по овладению ими элементарными навыками научного познания и, в первую очередь, методом наблюдения, именно дошкольный возраст является сензитивным в развитии наблюдательности. Наблюдательность возникает из восприятия, поэтому важную роль при обучении истории отвожу развитию органов чувств ребенка, его памяти и внимания. С этой целью использую игры различной направленности (дидактические, сюжетные, словесные, экскурсии в музей, библиотеку, на природу. Методом сравнительно – исторического анализа, дети овладевают в процессе выявления особенностей тех или иных объектов, фактов, событий; выявляют их эволюцию во времени: «соха, борона, серп, коса, жернова» (прошлое) - «трактор, сеялка, комбайн» (настоящее) и т. д. Метод моделирования ребенок осваивает в процессе установления обобщенных существенных свойств моделируемого объекта, например, «время» или «событие во времени» (используется модель «лента времени»); «родственных связей» или «поколения» (модель «генеалогическое древо»)
В результате специальной работы по созданию системы исторического образования старших дошкольников создаются условия для обеспечения преемственности в изучении исторической дисциплины в начальной школе и для последующей реализации основной цели исторического образования в основной школе, а именно, формирование исторического мышления. Кроме того, у дошкольников формируется историческая компетентность – основа его мировоззрения и личностного становления; создаются психолого-педагогические условия для осознанного принятия детьми норм этики и морали; воспитание уважительного отношения к старшим поколениям и прошлым событиям жизни своего Отечества, к традиционным для нашей Родины ценностям. В процессе исторического образования у детей идет развитие логических, рефлексивных и творческих компонентов мышления; формирование умений рассуждать доказательно и последовательно излагать свои мысли; развиваются способности соотносить, координировать различные познавательные позиции. У детей вырабатываются коммуникативные навыки: умение слушать и слышать другого, сотрудничать, проявлять терпимость к иным ценностям. Но самое главное – в ребенке зарождается чувство патриотизма.