Попова Диана
Формирование идеомоторики в процессе обучения письму дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
В статье рассматривается малоизученная проблема исследования развития идеомоторного праксиса у дошкольников подготовительной группы с общим недоразвитием речи. Перспективность изучения особенностей сенсомоторного и идеомоторного развития детей отмечают многие российские и зарубежные исследователи. Это работы в области психологии: Запорожца Александра Владимировича, Джин Айрес; нейропсихологии: Лурия Александра Романовича, Ахутиной Татьяны Васильевны, Микадзе Юрия Владимировича, Семенович Анны Владимировны, Визель Татьяны Григорьевны; в области логопедии: Бабиной Галины Васильевны, Беляковой Лидии Ивановны, Урунтаевой Галины Анатольевны, а также в области медицины: Сеченова Ивана Михайловича, Ньокиктьена Чарльза.
Публикация «Формирование идеомоторики в процессе обучения письму дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Анализ научных данных в этой области свидетельствует о значимости изучения идеомоторики как фактора готовности к обучению письму дошкольников с нарушениями речи.
У дошкольников с общим недоразвитием речи выявляется недостаточная сформированность идеомоторных функций, что отрицательно сказывается на их готовности к усвоению письма. Целенаправленное формирование идеомоторных функций в период подготовки к письму дошкольников исследуемой категории является одним из значимых факторов успешного овладения ими первоначальными умениями и навыками письма.
В статье дан краткий анализ научных трудов по проблеме исследования сенсомоторных функций и идеомоторики у дошкольников подготовительной группы, представлена краткая характеристика развития сенсомоторных функций и идеомоторики у детей с нормой речевого развития и их сверстников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: Дети старшего дошкольного возраста, сенсомоторика, идеомоторика, праксис, развитие, исследование.
Введение.
Перспективность изучения сенсомоторных и идеомоторных функций, имеющих ряд особенностей в своем развитии, отмечают как отечественные, так и зарубежные исследователи. Анализ научных данных в этой области свидетельствует о значимости изучения идеомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи. Результаты исследований, проведенных в различных областях научного знания, позволяют говорить о том, что идеомоторное развитие играет важную роль в психологической и мозговой организации при подготовке к обучению грамоте.
Проблема идеомоторного развития детей с общим недоразвитием речи является актуальной, а пути ее решения обсуждаются специалистами в сфере логопедии, нейропсихологии, психологии спорта и искусства, психофизиологии, психоневрологии и других.
В исследованиях психологического направления понятие «идеомоторика» рассматривается как проявление всех чувств, которые выражены живыми действиями определённого человека. Мысль и образ воображения - это нераздельная на части целостность. Действие - продолжение процесса мысли и образа. Как утверждает С. Д. Максименко, идеомоторика является одной из специализированных составляющих психомоторики.
Таким образом, сенсомоторика является не только одной из составляющих психомоторики, но и базисом для формирования более сложных процессов - идеомоторики.
В различных отраслях психологии, в психофизиологии и психоневрологии ряд авторов отмечают следующее: функциональная недостаточность отдельных видов восприятия, межанализаторной интеграции и моторных умений, и навыков негативно сказывается на речевом развитии ребёнка в дошкольном возрасте (В. И. Лубовский, В. И. Нодельман, Ньокиктьен Чарльз, Г. Л. Розенгарт-Пупко, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и другие). То есть мы можем отнести психомоторные функции и её составляющие (идеомоторика, сенсомоторика, действия) к предикторам для успешного развития речи, в том числе овладения письмом.
Дети с общим недоразвитием речи – особая категория дошкольников, как отмечают большинство авторов, у которых отмечается недостаточная сформированность устной речи, а впоследствии и письменной. Многими учеными в области логопедии и других смежных наук было отмечено, что для успешного овладения письмом необходимым является сохранность, полноценное функционирование и скоординированная работа центрального и периферического отделов анализаторных систем, благодаря которым формируется зрительный образ предметов.
Необходимы длительные и систематические занятия по развитию идеомоторных функций для того, чтобы предотвратить трудности овладения письмом. У детей с общим недоразвитием отмечаются нарушения сложных взаимосвязей и взаимоотношений между анализаторными системами, что определяет своеобразие формирования идеомоторных функций. Раннее обнаружение проблем в формировании взаимосвязи между сенсорными и моторными функциями является важным фактором предупреждения рисков возникновения трудностей в обучении письму. Своевременное формирование сенсомоторных и идеомоторных функций является основой дальнейшего развития более сложных психомоторных процессов и полимодального восприятия. Эти процессы, развиваемые по возрасту, определяют результативность овладения грамотой
Цель исследования: изучение идеомоторных функций у дошкольников с общим недоразвитием речи и разработка методических рекомендаций по их развитию.
Основная часть:
Современный взгляд на идеомоторное развитие индивида не ограничивается его собственно психофизиологическим аспектом. Он предполагает выход на исследования в области психологии, нейропсихологии, общей педагогики и логопедии.
В трудах психологического, неврологического и нейропсихологического направлений идеомоторика (мысленное представление о движении) рассматривается в качестве одной из наиболее значимых составляющих психомоторики (наряду с сенсомоторными и произвольными двигательными процессами).
Деятельность человека является социальным фактором. Как утверждает С. Д. Максименко, сознательный характер деятельности человека проявляется в регуляции действий, планировании и стремлении к их совершенствованию. Таким образом, человеческая деятельность - это сознательная активность, проявляющаяся в системе действий, направленных на достижение поставленной цели.
Джин Айрес выделяет пять видов движений: 1) стабильный контроль за движением (поднятие булавки с пола, 2) постуральные движения (поворот на живот со спины или удержание равновесия на одной ноге, 3) устойчивые образцы (паттерны) движения, которые запрограммированы в центральной нервной системе (ползание или ходьба, 4) специфические двигательные навыки (завязывание узлов или написание букв алфавита, 5) двигательное планирование.
В процессе идеомоторного праксиса ключевая роль принадлежит образцам (паттернам) движения и их планированию. Однотипные двигательные ответы, которые возникают после специфических стимулов, раздражений или перемещений иного рода, называют образцами (паттернами). У каждого движения (патологического или нормального) есть собственный индивидуальный «рисунок» - это и есть образец (паттерн) движения.
Таким образом, в основе термина «идеомоторика» заложена взаимосвязь образа и действия (мысленное движение). В свою очередь термин «сенсомоторика» означает взаимосвязь между сенсорным и моторным развитием. Для сформированности идеомоторики необходима сохранность важных функций сенсомоторики, что говорит о взаимосвязи этих двух процессов. При этом мы можем видеть, что идеомоторика является наиболее сложной системой по сравнению с сенсомоторными функциями и переходной ступенью между речью, письмом и сенсомоторикой.
Идеомоторика проходит долгий путь своего развития, начиная от сенсомоторных систем, которые начали своё формирование ещё в утробе матери (вестибулярная, тактильная и проприоцептивная). Другие сенсомоторные функции, такие как зрение, слух и обоняние вместе с двигательными навыками формируются после рождения. Они начинают взаимодействовать между собой с первых дней жизни, что составляет базу для образования целостной сенсомоторной системы. В процессе роста ребёнка сенсомоторные функции совершенствуются и становятся частью более сложной системы – идеомоторики. Становление идеомотрики связано с формированием образов действий, соответствующих представлений и умений выносить эти представления во вне. Сформированный по возрасту идеомоторный праксис в значительной мере определяет готовность ребёнка к обучению письму.
К особенностям развития идеомоторики дошкольников с общим недоразвитием речи относят ограничения в формировании представлений и образов действий, что связывается с недостатками зрительно-моторной координации и отставанием в развитии различных сенсорных систем. Несвоевременное формирование идеомоторного праксиса приводит к трудностям обучения письму.
Результаты констатирующего эксперимента позволили установить, что дошкольники с общим недоразвитием речи имеют более низкие показатели сформированности сенсомоторных функций и идеомоторного праксиса, чем их сверстники с нормальным речевым развитием. Дети с нарушениями речи нуждаются в специальной коррекционной работе по формированию идеомоторики и предпосылок ее становления.
Так как результаты подготовки к обучению грамоте зависят от уровня сформированности идеомоторного праксиса, то нами были предложены основные направления коррекционной работы и специальные упражнения, ориентированные на развитие взаимодействия всех сенсорных систем и двигательной сферы и на целенаправленное формирование идеомоторных образов действий.
На основе анализа теоретической и методической литературы, а также результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, нами были предложены методические рекомендации по развитию идеомоторного праксиса дошкольников с ОНР в рамках следующих направлений:
I. Развитие предпосылок становления идеомоторики (сенсомоторные функции)
• Формирование зрительно-моторной координации;
• Формирование моторно-кинестетико-слуховой координации;
• Формирование тактильно-двигательной координации.
II. Развитие идеомоторики:
• Формирование общих идеомоторных образов действий;
• Формирование специфических образов действий, отражающих направленность на письмо.
Методические рекомендации включают разработанные нами комплексы упражнений по каждому из обозначенных выше направлений.
Выводы:
Исследования, посвященные вопросам сенсомоторного и идеомоторного развития дошкольников, позволили по-новому взглянуть на проблемы подготовки к обучению грамоте. Сенсомоторные функции являются основой развития идеомоторного праксиса, формирование которого у детей с общим недоразвитием речи происходит со значительными ограничениями. В ряде работ показано, что недостаточное и/или несвоевременное идеомоторное развитие дошкольников с общим недоразвитием речи обусловливает риски возникновения трудностей обучения письму и чтению детей рассматриваемой категории.
Вопросы, связанные с изучением идеомоторики, получили свое освещение в работах по психологии (А. В. Запорожец, Дж. Айрес и др., нейропсихологии (Т. В. Ахутина, Т. Г. Визель, Ж. М. Глозман, А. Р. Лурия, Ю. Микадзе, А. В. Семенович, Л. С. Цветкова и др.); неврологии (И. М. Сеченов, Ч. Ньокиктьен и другие). Специфика развития идеомоторного праксиса у дошкольников с общим недоразвитием речи малоизучена. Этот факт способствовал нашей заинтересованности в изучении особенностей формирования идеомоторики у дошкольников заявленной категории.
СПИСОК ЛИЕРТАТУРЫ:
1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития/ пер. с англ. Юлии Даре. М. : Теревинф, 2018. 272 с.
2. Алмазова А. А., Бабина Г. В., Любимова М. М., Соловьева Т. А. Выявление факторов риска возникновения нарушений письма и чтения: технологический и прогностический аспекты / Алмазова А. А., и др. // Интеграция образования. 2018. Т. 22. №1. С. 151-165.
3. Алмазова А. А., Бабина Г. В., Любимова М. М., Соловьёва Т. А. Состояние готовности детей к обучению письму и чтению: концепции и результаты исследования // Проблемы современного образования. 2017. №4. С. 94-113.
4. Алмазова А. А., Бабина Г. В., Любимова М. М., Соловьёва Т. А. Содержательно-организационные аспекты пропедевтики трудностей усвоения письма и чтения у детей с нарушениями речи // Специальное образование. 2017. №4 (48). С. 6-21.
5. Амосов Н. М. Моделирование мышления и психики. Киев: Наукова думка, 1965. 304 с.
6. Ананьев Б. Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: Ощущения, восприятие. – М. : Педагогика. 1982. С. 9-31.
7. Ахутина Т. В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет. М. : В. Секачев, 2016. 280 с.
8. Бабина Г. В., Белякова Л. И., Идес Р. Е. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): учебно-методическое пособие. М. : Прометей, 2012. 104 с.
9. Бабина Г. В., Денисова А. В. Идеомоторика дошкольников с нарушениями речи: теоретические и методические аспекты исследования // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2022. № 3. С. 28–40.
10. Визель Т. Г., Клевцова С. В., Зайцева С. А. Современное состояние проблемы психомоторного развития детей и его нарушений // Дефектология в свете современных нейронаук: теоретические и практические аспекты: Сборник материалов I Международной научной конференции. 23–24 апреля 2021 г. / Т. Г. Визель, С. В. Клевцова. М. : Когито-Центр, 2021. С. 67–80
11. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М. : Перспектива, 2018. 224 с.
12. Запорожец А. В., Венгер Л. А, Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М. : Просвещение, 1967. 323 с.
13. Максименко С. Д. Общая психология. М. : Рефл-Бук, 2004. 528 с.
14. Микадзе Ю. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие. СПб. : Питер, 2008. 288 с.
15. Морозова И. С., Гарусова О. М. Психомоторное развитие дошкольников: Цикл занятий. М. : Национальный книжный центр, 2016. 96 с.
16. Мурашова И. Ю. Полимодальное восприятие дошкольников. Как повысить эффективность преодоления недоразвития речи. Ставрополь: Логос, 2018. 420 с.
17. Мурашова И. Ю. Полимодальное восприятие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и условия его совершенствования: Дис.. к. псих. наук. Иркутск, 2013.
18. Мустаева Е. Р., Лукьянова А. А. Система комплексной диагностики моторных функций у детей с нарушениями двигательной регуляции в условиях центра // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2020. № 3(56). С. 89–94.
19. Навалихина А. И. Ассоциативная структура значения слова и модальности восприятия: Дис.. к. ф. наук. Уфа, 2013. 193 с.
20. Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 1 / пер. с англ. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, Н. Н. Полонская; под ред. Н. Н. Заваденко. 2-е изд. М. : Теревинф, 2018. 288 с.
21. Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 2 / пер. с англ. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, М. А. Островская; под ред. Н. Н. Заваденко. 2-е изд. М. : Теревинф, 2019. 336 с.