Ольга Тяпкина
Формирование и развитие творческих способностей дошкольника в разнообразных видах детской музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Способность вызывать в человеке фантазию искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А музыка, как никто другой, располагает возможностями для созидания.
Публикация «Формирование и развитие творческих способностей дошкольника в разнообразных видах детской музыкальной деятельности» размещена в разделах
Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают музыкальный опыт и начала творчества. Приобретение первичных умений вокального исполнительства и творчества, а также ритмико-двигательных навыков, умения правильно и художественно точно двигаться приносит ребятам истинную радость. При этом у детей раздвигаются рамки художественного видение мира, а простые и привычные действия преображаются в танцевальные, дирижерские, становятся имитацией поведения нужного художественного образа, который воплощается в том или ином виде музыкальной деятельности. Обычные, всем хорошо знакомые прыжки, приседания, подскоки, движения руками, получая соответствующее музыкальное оформление, приобретают требуемую поведенческую окраску и тем самым трансформируются в воодушевленные эмоциональные процессы, подталкивая к музыкальному творчеству.
В процессе музыкальной деятельности дошкольники учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у них развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, и находить связи и зависимости, что в совокупности способствует развитию творческих способностей.
Жизнь – это непрерывный процесс творчества, потребность в котором растет по мере роста сложности окружающей среды. Обучить творчеству нельзя, но применение специально ориентированных приемов и методов обучения может содействовать его образованию и проявлению. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку, нужно лишь раскрыть их и развить. Для этого необходимо грамотное руководство со стороны педагога и знание физиологических закономерностей личности воспитанника, участвующего в творческом процессе.
Составляющие творческого процесса :
- цельность восприятия – способность воспринимать художественный образ целиком;
- оригинальность мышления – способность субъективно воспринимать предметы и явления окружающего мира посредством чувств, через личностное, оригинальное восприятие и материализовывать в определенных оригинальных образах;
- гибкость, вариативность мышления – способность переходить от одного предмета к другому, далекому по содержанию (например, музыка и литература);
- легкость генерирования идей – способность легко, в короткий промежуток времени выдавать несколько разнообразных идей;
- сближение понятий – способность находить причинно-следственные связи, ассоциировать отдаленные понятия;
- способность запоминать, узнавать, воспроизводить информацию обеспечивается индивидуальным объемом и надежностью памяти;
- работа подсознания – необходимое условие при выдвижении гипотез и генерировании идей, поэтому предвидение или интуиция – необходимая составляющая для любого творческого процесса;
- способность к открытию – это установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей предметов и явлений окружающего нас мира, вносящих коренные изменения в уровень познания;
- способность к рефлексии – способность к оценочным действиям;
- воображение и фантазия – способность не только воспроизводить, но и создавать образы или действия.
Задача творческого развития личности заключается в том, чтобы, с одной стороны, целенаправленно и систематически развивать необходимые для занятия любым видом творчества способности : оригинальное, образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость и т. д., а с другой стороны – формировать потребность в творчестве и общении с искусством. Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных творческих проявлений. Это будет той психологической базой, на которой возможна организация различных видов деятельности дошкольников, позволяющая каждому ребенку найти свое место на занятиях независимо от уровня музыкальных способностей. Роль малыша может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития. Творческие приемы призваны развивать свой механизм и при систематическом, последовательном применении дадут гарантированную результативность.
Для того чтобы в ДОУ проводилась систематическая работа по развитию творческих способностей дошкольников, определяются следующие этапы:
1. Накопление впечатлений.
2. Спонтанное (самопроизвольное) выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях.
3. импровизации двигательные, речевые, музыкальные.
4. сочинение собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического и др.
Большое внимание развитию навыков импровизации – ритмических, мелодических, инструментальных, пластических – уделяется в современных методиках развития музыкального слуха (Н. Долматов, П. Вейс, И. Микита и другие).
Для использования на занятиях музыки в ДОУ можно рекомендовать такие виды импровизации как импровизации речевые, инструментальные (чаще всего ритмические, пластические и вокальные. Все они помогают развитию музыкально-творческих способностей.
Речевые импровизации.
Подготовительный этап к участию детей старшего дошкольного возраста к речевым импровизациям – поиск эмоционально-образных определений характера и настроения музыки и передача их смыслового значения в соответствующем выразительном тоне: радостно, светло, тревожно, сумрачно и т. п. а также интонационно – осмысленное чтение текста песен при их исполнении и разучивании.
Следующий этап речевых импровизаций – сочинение окончаний к стихотворным строкам. Эту работу можно проводить с детьми на музыкальных занятиях. Приведем примеры:
1. В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
….
(Малым детям спать велит.) (А. Блок.)
2. – Мышка, мышка, что не спишь?
Что соломою шуршишь?
- Я боюсь уснуть, сестрица,
….
(Кот усатый мне приснится.)
(Детская народная песенка.)
Можно предлагать детям придумывать и то, какими интонациями – маршевыми, песенными или танцевальными – можно озвучить данное стихотворение. «Песенные» стихи можно рекомендовать детям исполнять на распев, «танцевальные» - с характерными для танца движениями рук, ног, корпуса. «маршевые» - с соответствующими этому жанру призывными интонациями, изображая шаги на воображаемых барабанах или «маршируя» пальцами по столу. Таким образом, уже первые опыты речевых импровизаций можно связать с воспитанием у детей чувства жанровой принадлежности стиха, ощущения его музыкальности.
Пластические импровизации.
Пластические импровизации – это возможность свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Но вначале педагог зачастую сталкивается с мышечной зажатостью, малышей, стеснительностью. И только путем различных упражнений, этюдов, игр он может помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность.
При использовании импровизационного метода на занятии никакого предварительного прослушивания не нужно. Ребята должны сами находить необходимые движения под непосредственным ее воздействием. Не рекомендуется подсказывать детям вид движения и отмечать (на первом этапе) более успевающих, ибо это приводит к слепому копированию. Не надо мешать детям свободно импровизировать, но нужно внимательно следить за тем, чтобы они не придумывали движения не связанные с музыкой. Педагогу следует тактично направить внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении.
Инструментальные импровизации.
К пластическим импровизациям примыкают импровизации, связанные с использованием простейших музыкальных инструментов. Если в группе имеются только ударные инструменты, то нужно использовать их при подборе свободного ритмического сопровождения к пьесам, песням, музыкальным сказкам, речевым импровизациям. Если в группе имеются инструменты со звуковысотной основой – металлофоны, триолы и др., то можно учить детей подбирать подголоски к исполняемым мелодиям песен, находить «остинантные» повторяющиеся звуки основных гармонических функций – тоники, субдоминанты и доминанты – для сопровождения некоторых произведений.
Самым излюбленным видом детского оркестра, для детей, является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты. У ребенка развивается интерес к миру звуков, потребность в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла. Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.
Вокальные импровизации.
Одним из видов музыкального творчества дошкольников является вокальная импровизация – сочинение и одновременное пополнение собственного напева в заданном педагогом образе на предложенный им текст. К популярным видам импровизации относятся попытки детей пропеть свое имя, приветствия педагога, ответы на его вопросы и т. д.
В практике вокальной импровизации сложился стереотип, в основе которого лежит выработка у детей умения продолжить начатую педагогом мелодию и завершить ее, как правило, на заданной тональности. «Наряду с этим достаточно широко распространенным приемом не следует отказываться и от другого – импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажоро-минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе не обязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные «вопросительные», незавершенные» интонации», - говорил Д. Б. Кабалевский. Примеры вокальных импровизаций.
«Озвучивание» имен. Формирование первичных творческих звуковых проявлений детей может происходить в процессе игры по озвучиванию имен. Эту работу обычно начинают с самых первых занятий музыки. Пропевая вопросы – задания типа: «Назови свое имя. Как тебя зовут? Давай знакомиться. Я. А ты?» - педагог предлагает отвечать на музыкальный вопрос музыкальным ответом.
При этом следует обратить внимание ребят на то, что можно называть-петь полное имя (Татьяна) или его короткий вариант (Таня). Нужно с первых же опытов озвучивания имен приучать детей «петь» свое имя как можно выразительнее, передать в звучании голоса свой характер или свое настроение в данный момент.
Когда освоены простейшие приемы навыка «говорить нараспев», задания можно усложнить. Вот, например, реально предложить детям мини- рассказы, в ход которых включена импровизация.
Музыкальный руководитель читает нараспев или рассказывает сюжет. Задача детей – в нужных местах исполнить свои примеры вокальных импровизаций. Вот варианты таких рассказов:
1. Пошли дети в лес и, чтобы не потеряться, стали аукаться -(в местах точек должны быть спеты вокальные примеры-импровизации детей). В лесу они услышали пение кукушки -… и стук дятла -…. Закапал дождик -…. А потом тучки ушли, и запел соловей -….
2. настало утро, пропел петушок -…. Часы пробили шесть часов -… .Стало слышно, как пастух заиграл на рожке -… .Коровы начали собираться в стадо и мычать -… .
«Вопрос – ответ». Другой тип задания на вокальную импровизацию – музыкальный диалог, музыкальная беседа между педагогом и детьми, между парами детей, между солистом и всей группой. Педагог предлагает детям стать участниками игры: на те вопросы, которые он будет петь, ребятам нужно давать музыкальные ответы – придумывать мелодию и пропевать ее.
Варианты вопросов педагога: «Какое у тебя настроение? В каком характере звучит эта пьеса? Какой композитор сочинил эту музыку?»
Завершение мелодии. Следующим этапом развития умения детей создавать вокальные импровизации могут быть задания на завершение мелодии, пропетой педагогом. Прежде чем приступать к этому заданию, необходимо разучить с группой текст песенки – попевки с опорой на ее ритмическую основу.
При выборе мелодий для этого вида импровизаций необходимо помнить о том, что они должны отличаться мелодической и ритмической ясностью, ладовым колоритом, текстом, понятным для детей. Разучиванию метроритмической основы текста песенки-попевки поможет графическая запись ритма той фразы, которую дети допевают самостоятельно. На первоначальном этапе такого рода задания выполняются детьми индивидуально.
Сочинение мелодии с опорой на заданную интонацию, мотив. Этот вид вокальной импровизации направлен на осмысление старшими дошкольниками интонационно-образной природы музыки. Исходные, первоначальные интонации, предлагаемые детям для создания будущей мелодии, должны заключать в себе яркую образную основу. Как правило, выбирая интонации для импровизаций, нужно исходить из их жанровой принадлежности. Именно опора на жанровые истоки даст возможность детям усваивать в собственной творческой деятельности такие средства выразительности, как мелодика, ритм, динамика, темп, лад.
Музыкальный театр
Инсценирование известных народных сказок, сочинение несложных партий их действующих лиц продолжает линию развития навыков вокальных импровизаций, к которым естественным образом примыкают импровизации пластические и инструментальные.
Предложите детям послушать начало русской народной сказки «Теремок», вспомнить и прочитать диалоги ее действующих лиц:
Автор. Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?.
После того как сказка будет выразительно прочитана детьми по ролям, предложите им сочинить небольшие мелодии-темы, музыкальные характеристики каждого персонажа: Мышки, Лягушки, Зайца, Волка, Медведя.
Придумай голоса знакомых героев
Подспорьем для музыкальных импровизаций и упражнений на этот вид творчества может оказаться книга с нужными иллюстрациями: какой голос будет у каждого из ее героев?
Например, интересные импровизации могут получиться при знакомстве детей с рассказом «Два зверя» К. Д. Ушинского про то, как маленькая мышка отправилась погулять и встретила двух героев. Первым оказался злой (как она решила) петух, который ходил по двору, гордо закинув голову, громко хлопая крыльями и крича «ку-ка-ре-ку!». Пусть ребенок изобразит характер, походку и голос этого героя. А второе животное, с которым повстречалась молодая мышка, показалось ей добрым и милым - оно лежало себе на солнышке, тихо жмурилось и ласково мяукало.
«Вот это-то и был самый страшный для нас зверь, - сказала старая мышь, - потому что это был кот». Каким голосом надо передать рассказ мышки про кота? Как это животное вело себя - пусть дети передадут это голосовыми импровизациями.
Импровизация на заданный педагогом текст
Этот вид творческой работы всегда интересен для детей. Вот какие условные этапы такой импровизации можно выделить при овладении детьми ее начальными умениями.
1. Вслушивание в слово, предложенное взрослым, понимание его смысла и характеристика его будущего художественного образа.
Допустим, педагог предлагает каждому из учеников спеть свой вариант мелодии на словосочетание «серенький зайчик». Перед тем, как начать выслушивать вокальные варианты детей, неплохо произвести короткий анализ словосочетания по следующим вопросам:
- Ребята, вы представляете себе серенького зайчика? Как он
выглядит, как двигается? Какой у него характер?
- А какой музыкой мы сможем передать характер зайчика?
-Теперь попробуем спеть слова «серенький зайчик».
Показанные детьми распевы будут разными, но важно затем,
чтобы они сами сделали анализ услышанных ответов и выбрали наиболее убедительный вариант мелодии - с легким, подвижным характером.
После подобного разбора детям уже привычнее будет сосредоточиться на втором словосочетании - «неуклюжий хомячок».
Разбор этого словосочетания идет по уже предложенному ранее плану.
- Ребята, вы представляете себе неуклюжего хомячка? Как он
выглядит, как двигается? Какой у него характер?
- А какой музыкой мы сможем передать характер хомячка?
-Теперь попробуем спеть слова «неуклюжий хомячок».
Показанные детьми распевы будут разными, но важно затем
сделать анализ услышанных ответов и выбрать наиболее убедительный вариант мелодии - с медленным, растянутым, ленивым характером.
А затем, если позволит время занятия, можно сравнить контрастность импровизаций на заданные темы.
2. После освоения подобных видов упражнения, можно перейти к следующему этапу активных музыкальных действий со словами -к самостоятельному распеву фразы, в которой обозначено действие, и сочинение ее логической интонации. Для этого детям предлагаются контрастные сочетания, где герои пребывают в определенном поступке. Например, сначала дети импровизируют мелодию фразы «Вот улитка ползет». В этой фразе мелодия медленная, ленивая, а затем мелодию второй фразы «Вот олень, он бежит» - здесь уже тема получится быстрая, легкая, стремительная.
В подобном контрасте по отношению друг к другу находятся также фразы типа «Засвистела птичка весело на ветке» (быстрая, веселая, громкая мелодия) и «Бедная лягушка вымокла в болоте» (плачущая, жалкая, квакающая, тихая мелодия).
9. Король по склону едет Над морем на коне. А рядом реют чайки С дорогой наравне.
Как становится видно из приведенных примеров, в некоторых четверостишиях присутствует по два контрастных художественных образа (например, мальчики - девочки, король - чайки и др.). Безусловно, что наличие двух художественных образов в одном стихотворении диктует и непременную смену характера для импровизации. Так, музыка девочек может быть танцевальной, а мальчиков - более четкой, решительной. Характер музыки короля - маршевый, а чаек - вальсовый и т. д.
Приемлемы в работе и фольклорные тексты - загадки, потешки, считалки. Вот некоторые из них.
Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык.
Мяконькие лапки, в лапках царапки.
Хохлатые хохотуши хохохом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что импровизация развивает интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла, способствует созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности.
Литература:
1. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников : рекомендации, конспекты занятий / Скопинцева О. А. ; под. Ред. Г. В. Стюхиной. – Волгоград: Учитель, 2010.
2. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М. : ЛИНКА- ПРЕСС, 2006. -
3. Девятова Т. Н. звук волшебник / материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.
4. Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду : средняя, старшая и подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2006.
5. педагогические советы: профессиональное партнерство: совершенствование методического мастерства / авт. -сост. А. И. Колобанова
и др. -Волгоград:Учитель, 2012.