Полина Энграф
Формирование и повышение уровня профессиональной компетенции учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование и повышение уровня профессиональной компетенции учителя – логопеда
«. Я чувствую себя вправе сказать:
да здравствует самообразование во всех областях.
Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли
сами, побуждаемые собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием,
которое вы сделали сами".
К. И. Чуковский
Темочки:
Высокие темпы развития современного общества, интенсивное расширение информационного пространства, необходимость интеграции в мировое образовательное сообщество, стремительный рост внедрения современных ТСО, а также вступивший в силу Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 1 сентября 2013 г. требуют нового осмысления термина «профессиональной компетенции» педагога.
В ходе реформирования системы образования в России актуализируется проблема обновления, пересмотра содержания и технологий подготовки специалистов для различных сфер деятельности. В настоящее время профессионально-педагогическое формирование будущего учителя, в том числе и учителя – логопеда, рассматривается через понятие «профессиональная» или «профессионально-педагогическая компетентность».
Слово "компетенция" происходит от латинского "competere", что значит "добиваться, соответствовать, подходить".
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Педагогическая компетентность учителя-логопеда - гармоничное сочетание знаний в области логопедии и смежных дисциплин, методики реализации направлений профессиональной деятельности, а также умений и навыков педагогического общения, развития и саморазвития личности.
Учитель-логопед - представитель педагогической профессии, он, как и любой педагог, должен владеть совокупностью конкретных профессиональных компетенций. Они обусловлены способностью, выполнять определенные профессиональные функции, отличающие его, как специалиста, от других педагогов.
Исследователь Р. Бернс выделяет личностные качества учителя – логопеда :
• стремление к максимальной гибкости;
• умение придать личную окраску воспитательно – образовательному процессу;
• владение стилем неформального общения с детьми, теплые, эмоциональные отношения с воспитанниками, проявление симпатии к ним, умение принимать во внимание их нужды. Детскому саду противопоказаны равнодушные, язвительные люди. Они подрывают познавательную активность, сковывают творческие силы детей и их потенциальные возможности, отрицательно влияют на самоуважение воспитанников.
Мы можем также выделить и психологические критерии профессионализма :
• объективные критерии. Учитель – логопед должен соответствовать профессиональным требованиям (высокая производительность труда, достижение определенного статуса в профессии, умение решать разнообразные задачи обучения и воспитания);
• субъективные критерии. Насколько соотносится профессия требованиям человека, его склонностям (позитивное отношение к себе как к профессионалу, наличие профессиональных качеств);
• результативные критерии определяют насколько учитель – логопед достиг в своем труде желаемых обществом результатов (позитивные результаты коррекционной работы);
• процессуальный критерии оценивает, насколько эффективно педагог внедряет инновационные педагогические и информационные технологии в организацию профилактики, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей;
• нормативный — определяет усвоение норм, правил, эталонов профессии, которые выражаются в овладении методическими средствами, формами воспитания и обучения, нормами общения; • индивидуально – вариативный критерии оценивает степень внесения своей индивидуальности в процесс образования;
• прогностический критерии определяет перспективы роста учителя – логопеда;
• критерии профессиональной обучаемости, который заключается в принятии передового педагогического опыта других педагогов, интеграции его в собственную сложившуюся систему работы с детьми – логопатами;
• критерии социальной активности и конкурентноспособности профессии в обществе определяется по умению заинтересовать своим опытом, убедить в значимости результатов своего труда, нахождении внутренних резервов в самой профессии;
• критерии профессиональной приверженности заключается в соблюдении чести и достоинства в профессии;
• качественные и количественные критерии – участие в профессиональных испытаниях.
Таким образом, ядром профессионального становления является динамический процесс формирования профессиональной компетентности как интегративное свойство профессионала : совокупность познаний, эмоционально – ценностных, личностных качеств, позволяет быть эффективным в труде, добиваться продуктивных результатов и саморазвиваться средствами профессии.
В связи с вышесказанным можно выделить направления, которые помогут учителю – логопеду поставить цели и сформулировать задачи в годовом плане саморазвития для повышения профессиональной компетенции и мастерства.
1. Углубление научных знаний. Это направление порождается недостатками вузовской подготовки, отстраненностью теоретической подготовки от практического их применения. Другая сторона этого вопроса: научная мысль непрерывно развивается, и логопед независимо от своего стажа должен осваивать новое содержание коррекционного процесса, не дожидаясь корректив свыше. Надо мотивировать и стимулировать такую деятельность специалиста.
2. Повышение психолого-педагогического уровня. По психологии и педагогике, учителя — логопеды имеют разную подготовку. Появляются новые технологии, модернизируются используемые. Поэтому специалисты должны систематически обновлять свои знания в этих областях. Грамотный логопед, активно использующий в своей работе навыки психологии, сможет организовать психологически комфортную среду для коррекционной работы с детьми, что повысит не только результативность логопедической работы, но и будет способствовать эффективной социализации детей в ДОУ.
3. Повышение научно-методического уровня. Это направление будет востребовано даже в том случае, если вуз начнет выпускать всех студентов с «красным дипломом». С каждым годом предлагаются новые или усовершенствуются старые разработки. Начиная использовать эти коррекционные программы и методики в своей постоянной работе, любой специалист столкнется с трудностями их применения и реализации, поэтому логопеды нуждается в постоянной помощи методистов.
4. Формирование профессионально значимых умений и навыков. Задача извечная и актуальная. В ДОУ можно встретить и немолодого логопеда, не умеющего планировать занятия, не способного доступно объяснить материал, уделяющего внимание лишь некоторым областям системы логопедической работы. Часто они концентрируют свое внимание лишь на коррекции звукопроизношения, совершенно упуская из виду профилактику дисграфии и дислексии, работу над фонематическим восприятием и др.
5. Освоение культуры педагогического общения. Деловому этикету должен следовать представитель любой профессии. Его навыки формируются в реальной профессиональной деятельности. Вопреки этому, в ДОУ сегодня множество педагогов, грубо обращающихся с детьми, оскорбляющих их.
6. Развитие способностей работать в коллективе. В ДОУ это умение приобретает особое значение. Эффективность коррекционного процесса напрямую зависит здесь от того, насколько педагог заинтересован в результативности труда партнеров, от умения принимать решения коллектива как свои личностные, участвовать в деятельности педагогических консилиумов. Лишь полное взаимодействие всех участников коррекционного процесса сможет обеспечить наилучший результат.
7. Освоение корпоративных норм поведения. Педагог – образец для подражания. Уже само его поведение является средством воспитания. На стиль его поведения реагируют и родители воспитанников – они воспринимают, тиражируют или отвергают его. Деятельность педагога – объект интереса множества людей и организаций (родители, управление образованием, общественные организации, правоохранительные органы). Авторитетность педагога зависит от соблюдения некоторых корпоративных правил – например, от закрытости информации о его личной жизни.
8. Овладение грамотным стилем речи. Учитывая, что ведущим направлением деятельности учителя-логопеда ДОУ является коррекция дефектов речи и профилактика нарушений письма и чтения при обучении в школе, для обеспечения этой основной задачи, особую значимость приобретает наличие у учителя-логопеда высокого уровня коммуникативной культуры рассматриваемой как единство ценностных структур в виде культуры речи, культуры вербального общения, эмоциональной культуры, культуры мышления, культуры взаимодействия и взаимопонимания и выступающей как условие и результат личностного и профессионального роста.
9. Повышать юридическую грамотность. В условиях реформирования системы образования и увеличения юридически грамотного населения, повышать свои знания в вопросах юриспруденции. Регулярно отслеживать появление новых нормативных документов, тщательно их изучать и анализировать, знать новые законы и постановления, затрагивающие сферу образования. Руководствоваться в практической деятельности правами, которыми наделен специалист дошкольной организации, а также исполнять обязанности, предписанные новым законодательством РФ. К сожалению, в настоящее время этому вопросу уделяется недостаточное внимание, что, все чаще, приводит к конфликтным ситуациям между логопедом и различными инстанциями, в том числе с родителями воспитанников (оформление документов для прохождения ТПМПК, информирование родителей о необходимости обращения за помощью к другим специалистам, в том числе медицинской и др.).
10. Обмен опытом с коллегами. Ни теоретические знания, ни собственная практика иногда не могут дать такого полезного опыта, как обмен информацией с коллегами. У каждого специалиста имеются свои лучшие наработки и «хитрости», обмен которыми способен повысить результативность коррекционной работы. Отличной формой реализации этого направления служат методические объединения.
11. Изучение, овладение информацией, а также внедрение в практику коррекционного образования интеграции и как одной из форм ее реализации – инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Учитель – логопед должен быть осведомлен и готов к включением новых категорий лиц с ограниченными возможностями в коррекционно-образовательную среду (дети с тяжелой двигательной патологией, синдромом Дауна, синдромом детского аутизма, глубокими интеллектуальными нарушениями, комплексными нарушениями).
12. Применение новых технических средств и компьютерных технологий в работе. Как сказал философ, все течет, все изменяется. Меняется окружающий нас мир. Согласитесь, использовать в своей работе такие средства, как кино и диапроектор по меньшей мере не целесообразно. Поэтому для педагога очень важно идти в ногу со временем и использовать в своей работе новые ТСО и ИКТ, чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям и увеличить их эффективность. Однако, недостаточное оснащение большинства ДОУ материально – технической базой не позволяет в полной мере реализовать это направление.
В заключении хотелось бы отметить, что профессия учителя – логопеда требует постоянной работы над формированием и повышением профессиональной компетенции и совершенствовании личных качеств.
Важно помнить, что только ориентировка учителя-логопеда на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами работы с детьми, постижение секретов общения способствуют формированию личности учителя-логопеда как профессионально-грамотного, успешного, конкурентноспособного специалиста образовательного пространства дошкольного детства.