Полина Жарова
Формирование и функционирование речевой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ДС №403 г. Челябинск
Жарова Полина Александровна
Тема: Формирование и функционирование речевой деятельности в норме и патологии.
Онтогенез речи в норме:
Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называя и указывая различные возрастные границы для каждого.
А. Н. Леонтьев в становлении речи детей выделяет четыре этапа:
1-й этап — подготовительный (продолжается с рождения до 1 года).
2-й этап — преддошкольный, или этап первоначального овладения языком (продолжается от 1 года до 3-х лет).
Публикация «Формирование и функционирование речевой деятельности» размещена в разделах
3-й этап — дошкольный (продолжается от 3-х до до 7-ми лет).
4-й этап — школьный (продолжается от 7-ми до 16 – 18 лет).
Во время первого этапа происходит подготовка к овладению речью. Первые голосовые реакции появляются у ребё нка сразу после рождения: крик и плач. Это запускает развитие тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата : дыхательного, голосового и артикуляционного. Спустя две недели малыш уже начинает давать реакцию на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца жизни ребёнка можно успокоить спокойной колыбельной песней. Затем малыш начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. После появляется реакция на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.
Гуление появляется около двух месяцев, лепет (сочетание звуков, неопределенно артикулируемых) – к началу третьего месяца. С пяти месяцев ребёнок пытается подражать движениям губ взрослого. Путём подражания с шести месяцев ребёнок произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и другие).
Во втором полугодии ребёнок связывает определённые звукосочетания с предметами и действиями. Однако, в этот период малыш продолжает реагировать не на слова по отдельности, а на весь комплекс воздействия в целом: ситуацию, интонацию и слова. В возрасте 10 – 11 месяцев появляются реакции на сами слова, вне зависимости от ситуации и интонации говорящего. К двенадцати месяцам у ребёнка появляются первые слова. На этом заканчивается первый период.
Далее следует этап становления активной речи. В это время ребёнок охотно повторят за речью взрослых, хотя ещё путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые слова ребенка имеют обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Понять ребёнка в это время можно только в определённой ситуации, поэтому такая речь называется ситуационной. При этом, говоря ребенок активно жестикулирует и пользуется мимикой. С полутора лет появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого.
Словарный запас ребёнка активно растёт в течение второго и третьего года жизни. По разным источникам к трём годам ребёнок знает около 1000 - 1500 слов. Значения слов становятся все более определенными. К двум годам ребёнок начинает овладевать грамматическим строем речи. Свои просьбы и желания ребёнок обозначает сначала одним словом. Потом — простыми фразами без согласования. Затем появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. К концу второго периода дети могут употреблять имена существительные в единственном и множественном числе, изменять их по нескольким падежам, а также употреблять глаголы в различном времени и лице, овладевая этими навыками почти полностью.
На третьем, дошкольном, этапе у большинства детей ещё присутствуют дефекты звукопроизношения. Чаще всего дошкольники искажают свистящие, шипящие, сонорные звуки «р» и «л, реже присутствуют дефекты смягчения, озвончения и йотации. В этот период у ребенка активно развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях. То есть формируется фонематическое восприятие. Продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к четырём – шести годам – 3000 – 4000 тысячи слов. Значения слов еще больше уточняются и обогащаются. Но дети ещё часто искажают слова. Вместе с тем у него расширяется опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
Параллельно с увеличением словарного запаса происходит развитие грамматического строя речи. После трех лет дети овладевают связной речью. На протяжении дошкольного этапа предложения у ребёнка становятся всё более развёрнутыми. Появляются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. С пяти лет высказывания детей напоминают короткий рассказ. Дети составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 — 50 предложений, что означает становление монологической речи. В течение третьего периода периода происходит формирование отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры, то есть контекстная, речь. В дошкольном возрасте ребенок начинает дифференцировать звуки: сначала на гласные и согласные, затем согласные делит на мягкие и твердые и, наконец, выделяет сонорные, шипящие и свистящие. К концу дошкольного этапа ребёнок в норме чисто говорит все звуки.
На четвёртом этапе происходит сознательное усвоение речи детьми. Дети учатся проводить звуковой анализ, они усваивают грамматические правила, по которым строятся речевые высказываний. В школьном возрасте на первый план выходит новый вид речи – письменная речь (чтение и письмо).
Патология:
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения и фонематического слуха.
Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения фонематического слуха, лексико-грамматического строя разной степени выраженности. Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи.
На I уровне речевого развития у ребёнка наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения. Словарный запас состоит из отдельных лепетных слов, звуковых или звукоподражательных комплексов, сопровождающихся жестами и мимикой;
на II уровне речевого развития в речи ребенка присутствует короткая аграмматичная фраза, словарь состоит из слов простой слоговой структуры (чаще существительные, глаголы, качественные прилагательные, но, наряду с этим, произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы;
на III уровне речевого развития в речи ребенка появляется развернутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития;
на IV уровне речевого развития при наличии развернутой фразовой речи наблюдаются остаточные проявления недоразвития всех компонентов языковой системы
Особенности речевого развития детей с ТНР:
o Несовершенство артикуляционной моторики
o Нарушение просодической стороны речи
o Нарушение звукопроизношения
o Недоразвитие фонематических процессов
o Недоразвитие лексико-грамматического строя речи
o Нарушение формирования связной речи
Артикуляционная моторика:
o Невозможность вытянуть губы вперед
o Ассиметричность улыбки при растягивании губ
o Невозможность распластать язык
o Уклонение языка в сторону при высовывании его изо рта
o Непроизвольное загибание кончика языка на нижнюю губу
o Невозможность поднять кончик языка к верхней губе без помощи нижней
o Невозможность свободного отведения языка в правый (левый) угол рта
o Невозможность спокойно удерживать высунутый язык изо рта (дрожание, подергивание)
o Склонность к удержанию языка во рту комком.
Просодическая сторона речи (интонационно-выразительная окраска речи) :
o слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона, ослаблен речевой выдох;
o голос монотонный, мало- или немодулированный;
o иногда нозальный оттенок (при дизартрии, ринолалии);
o нарушается темп речи (замедленный, реже – ускорение);
o иногда имеет место нарушение ритма речи (скандированность – рубленая речь).
Недоразвитие фонематических процессов
o замена звуков более простыми по артикуляции (звонкие заменяются глухими, р и л звуком л’ и йот, с на ш или ф и т. п.). Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т. е. фрикативных звуков, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками (на т, т’, д, д’);
o несформированность процесса дифференциации звуков (вместо нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит неотчетливый звук, например: мягкий звук ш’ вместо ш и т. п.);
o некоторые звуки ребенок изолированно способен произнести правильно, но в речи не употребляет или заменяет. Например, ребенок правильно произносит простые слова собака, шуба, но в связной речи наблюдается смешение звуков с и ш;
o наблюдается нестойкое употребление звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно;
o затруднения детей при анализе звукового состава речи;
o нарушения звуко-слогового анализа и синтеза;
o нарушения звуко-слоговой структуры произносимых дошкольниками слов (ве-ло-си-пед –. ви-си-пед, си-ви-пед и т. д.).
Лексический строй речи
o бедный активный словарь (особенно глагольный и словарь признаков). Дети не могут назвать по картинкам целый ряд доступных своему возрасту слов, хотя имеют их в пассивном запасе (ступеньки, форточки, обложка, страница);
o неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная наименований частей предметов, дети заменяют их названием самого предмета (циферблат — часы, название действий заменяют словами, близкими по ситуации и внешним признакам (подшивает — шьет, широкий — большой, вырезает — рвет). Нередко, правильно показывая на картинках названные действия, в самостоятельной речи дети их смешивают: поливает в кастрюлю суп вместо наливает; чешет нож вместо точит нож, трет веником пол вместо подметает);
o из ряда предложенных действий дети не понимают и не могут показать как штопать, распарывать, переливать, перелетать, подпрыгивать, кувыркаться;
o не знают названия оттенков цветов (оранжевый, серый, голубой);
o плохо различают и форму предметов : круглый, овальный, квадратный, треугольный;
o мало обобщающих понятий, в основном это игрушки, посуда, одежда, цветы;
o редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы.
Грамматический строй речи
o дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (маленький — помалюскин стул; деревко, ведречко);
o допускают ошибки при употреблении приставочных глаголов (вместо переходит — идет, вместо спрыгивает — прыгает);
o ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде и падеже (синей мятей — синим мячом. Нет синей мяти —Нет синего мяча);
o смешение родовой принадлежности существительных (де веды — два ведра);
o ошибки в согласовании числительного с существительными всех трех родов (два рути — две руки, пять руках — пять рук).
o ошибки в употреблении предлогов: их опускание (даю тетитькой — играю с сестричкой); замена (кубик упай и тая — кубик упал со стола); недоговаривание (полезя а дево — полезла на дерево).
Связная речь
o При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.
o Рассказ-описание мало доступен для детей: они обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей. Например, описывая машину, ребенок перечисляет: у ней колесы есть, кабина, матоль, люль, литяг (рычаг, педали, фали, кудов (кузов, чтоб глюз возить.
Список источников
1. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 458-471.
2. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999. – С. 87-98. – 250с.
3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). – М. : Школьная пресса, 2003. – 32с.