Папки-передвижки

Формирование и функционирование речевой деятельности

Полина Жарова
Формирование и функционирование речевой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

ДС №403 г. Челябинск

Жарова Полина Александровна

Тема: Формирование и функционирование речевой деятельности в норме и патологии.

Онтогенез речи в норме:

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называя и указывая различные возрастные границы для каждого.

А. Н. Леонтьев в становлении речи детей выделяет четыре этапа:

1-й этап — подготовительный (продолжается с рождения до 1 года).

2-й этап — преддошкольный, или этап первоначального овладения языком (продолжается от 1 года до 3-х лет).

Публикация «Формирование и функционирование речевой деятельности» размещена в разделах

3-й этап — дошкольный (продолжается от 3-х до до 7-ми лет).

4-й этап — школьный (продолжается от 7-ми до 16 – 18 лет).

Во время первого этапа происходит подготовка к овладению речью. Первые голосовые реакции появляются у ребё нка сразу после рождения: крик и плач. Это запускает развитие тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата : дыхательного, голосового и артикуляционного. Спустя две недели малыш уже начинает давать реакцию на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца жизни ребёнка можно успокоить спокойной колыбельной песней. Затем малыш начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. После появляется реакция на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.

Гуление появляется около двух месяцев, лепет (сочетание звуков, неопределенно артикулируемых) – к началу третьего месяца. С пяти месяцев ребёнок пытается подражать движениям губ взрослого. Путём подражания с шести месяцев ребёнок произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и другие).

Во втором полугодии ребёнок связывает определённые звукосочетания с предметами и действиями. Однако, в этот период малыш продолжает реагировать не на слова по отдельности, а на весь комплекс воздействия в целом: ситуацию, интонацию и слова. В возрасте 10 – 11 месяцев появляются реакции на сами слова, вне зависимости от ситуации и интонации говорящего. К двенадцати месяцам у ребёнка появляются первые слова. На этом заканчивается первый период.

Далее следует этап становления активной речи. В это время ребёнок охотно повторят за речью взрослых, хотя ещё путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка имеют обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Понять ребёнка в это время можно только в определённой ситуации, поэтому такая речь называется ситуационной. При этом, говоря ребенок активно жестикулирует и пользуется мимикой. С полутора лет появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого.

Словарный запас ребёнка активно растёт в течение второго и третьего года жизни. По разным источникам к трём годам ребёнок знает около 1000 - 1500 слов. Значения слов становятся все более определенными. К двум годам ребёнок начинает овладевать грамматическим строем речи. Свои просьбы и желания ребёнок обозначает сначала одним словом. Потом — простыми фразами без согласования. Затем появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. К концу второго периода дети могут употреблять имена существительные в единственном и множественном числе, изменять их по нескольким падежам, а также употреблять глаголы в различном времени и лице, овладевая этими навыками почти полностью.

На третьем, дошкольном, этапе у большинства детей ещё присутствуют дефекты звукопроизношения. Чаще всего дошкольники искажают свистящие, шипящие, сонорные звуки «р» и «л, реже присутствуют дефекты смягчения, озвончения и йотации. В этот период у ребенка активно развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях. То есть формируется фонематическое восприятие. Продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к четырём – шести годам – 3000 – 4000 тысячи слов. Значения слов еще больше уточняются и обогащаются. Но дети ещё часто искажают слова. Вместе с тем у него расширяется опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

Параллельно с увеличением словарного запаса происходит развитие грамматического строя речи. После трех лет дети овладевают связной речью. На протяжении дошкольного этапа предложения у ребёнка становятся всё более развёрнутыми. Появляются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. С пяти лет высказывания детей напоминают короткий рассказ. Дети составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 — 50 предложений, что означает становление монологической речи. В течение третьего периода периода происходит формирование отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры, то есть контекстная, речь. В дошкольном возрасте ребенок начинает дифференцировать звуки: сначала на гласные и согласные, затем согласные делит на мягкие и твердые и, наконец, выделяет сонорные, шипящие и свистящие. К концу дошкольного этапа ребёнок в норме чисто говорит все звуки.

На четвёртом этапе происходит сознательное усвоение речи детьми. Дети учатся проводить звуковой анализ, они усваивают грамматические правила, по которым строятся речевые высказываний. В школьном возрасте на первый план выходит новый вид речи – письменная речь (чтение и письмо).

Патология:

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения и фонематического слуха.

Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения фонематического слуха, лексико-грамматического строя разной степени выраженности. Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи.

На I уровне речевого развития у ребёнка наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения. Словарный запас состоит из отдельных лепетных слов, звуковых или звукоподражательных комплексов, сопровождающихся жестами и мимикой;

на II уровне речевого развития в речи ребенка присутствует короткая аграмматичная фраза, словарь состоит из слов простой слоговой структуры (чаще существительные, глаголы, качественные прилагательные, но, наряду с этим, произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы;

на III уровне речевого развития в речи ребенка появляется развернутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития;

на IV уровне речевого развития при наличии развернутой фразовой речи наблюдаются остаточные проявления недоразвития всех компонентов языковой системы

Особенности речевого развития детей с ТНР:

o Несовершенство артикуляционной моторики

o Нарушение просодической стороны речи

o Нарушение звукопроизношения

o Недоразвитие фонематических процессов

o Недоразвитие лексико-грамматического строя речи

o Нарушение формирования связной речи

Артикуляционная моторика:

o Невозможность вытянуть губы вперед

o Ассиметричность улыбки при растягивании губ

o Невозможность распластать язык

o Уклонение языка в сторону при высовывании его изо рта

o Непроизвольное загибание кончика языка на нижнюю губу

o Невозможность поднять кончик языка к верхней губе без помощи нижней

o Невозможность свободного отведения языка в правый (левый) угол рта

o Невозможность спокойно удерживать высунутый язык изо рта (дрожание, подергивание)

o Склонность к удержанию языка во рту комком.

Просодическая сторона речи (интонационно-выразительная окраска речи) :

o слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона, ослаблен речевой выдох;

o голос монотонный, мало- или немодулированный;

o иногда нозальный оттенок (при дизартрии, ринолалии);

o нарушается темп речи (замедленный, реже – ускорение);

o иногда имеет место нарушение ритма речи (скандированность – рубленая речь).

Недоразвитие фонематических процессов

o замена звуков более простыми по артикуляции (звонкие заменяются глухими, р и л звуком л’ и йот, с на ш или ф и т. п.). Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т. е. фрикативных звуков, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками (на т, т’, д, д’);

o несформированность процесса дифференциации звуков (вместо нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит неотчетливый звук, например: мягкий звук ш’ вместо ш и т. п.);

o некоторые звуки ребенок изолированно способен произнести правильно, но в речи не употребляет или заменяет. Например, ребенок правильно произносит простые слова собака, шуба, но в связной речи наблюдается смешение звуков с и ш;

o наблюдается нестойкое употребление звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно;

o затруднения детей при анализе звукового состава речи;

o нарушения звуко-слогового анализа и синтеза;

o нарушения звуко-слоговой структуры произносимых дошкольниками слов (ве-ло-си-пед –. ви-си-пед, си-ви-пед и т. д.).

Лексический строй речи

o бедный активный словарь (особенно глагольный и словарь признаков). Дети не могут назвать по картинкам целый ряд доступных своему возрасту слов, хотя имеют их в пассивном запасе (ступеньки, форточки, обложка, страница);

o неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная наименований частей предметов, дети заменяют их названием самого предмета (циферблат — часы, название действий заменяют словами, близкими по ситуации и внешним признакам (подшивает — шьет, широкий — большой, вырезает — рвет). Нередко, правильно показывая на картинках названные действия, в самостоятельной речи дети их смешивают: поливает в кастрюлю суп вместо наливает; чешет нож вместо точит нож, трет веником пол вместо подметает);

o из ряда предложенных действий дети не понимают и не могут показать как штопать, распарывать, переливать, перелетать, подпрыгивать, кувыркаться;

o не знают названия оттенков цветов (оранжевый, серый, голубой);

o плохо различают и форму предметов : круглый, овальный, квадратный, треугольный;

o мало обобщающих понятий, в основном это игрушки, посуда, одежда, цветы;

o редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы.

Грамматический строй речи

o дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (маленький — помалюскин стул; деревко, ведречко);

o допускают ошибки при употреблении приставочных глаголов (вместо переходит — идет, вместо спрыгивает — прыгает);

o ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде и падеже (синей мятей — синим мячом. Нет синей мяти —Нет синего мяча);

o смешение родовой принадлежности существительных (де веды — два ведра);

o ошибки в согласовании числительного с существительными всех трех родов (два рути — две руки, пять руках — пять рук).

o ошибки в употреблении предлогов: их опускание (даю тетитькой — играю с сестричкой); замена (кубик упай и тая — кубик упал со стола); недоговаривание (полезя а дево — полезла на дерево).

Связная речь

o При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.

o Рассказ-описание мало доступен для детей: они обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей. Например, описывая машину, ребенок перечисляет: у ней колесы есть, кабина, матоль, люль, литяг (рычаг, педали, фали, кудов (кузов, чтоб глюз возить.

Список источников

1. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 458-471.

2. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999. – С. 87-98. – 250с.

3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). – М. : Школьная пресса, 2003. – 32с.

Публикации по теме:

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Конспект интегрированного занятия по развитию творческо-речевой деятельности «Сон Умки» для детей 5–6 летКонспект интегрированного занятия по развитию творческо-речевой деятельности «Сон Умки» для детей 5–6 лет Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования школы раннего развития "Звездочка" МБУ ФОСЦ "ОРИОН" высшей квалификационной.

Конспект НОД по речевой деятельности в старшей группе «Наш город»Конспект НОД по речевой деятельности в старшей группе «Наш город» Цель: Развитие грамматически правильной речи и речевого творчества. Задачи: 1. Учить отвечать на вопросы полными предложениями; 2. Учить.

Конспект НОД по развитию познавательных способностей в речевой деятельности для старшей группы «Путешествие в осенний лес» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский/сад с. Звонарёвка Марксовский район Саратовская область Конспект НОД по.

Конспект по речевой деятельности «Описательный рассказ «Белочка» в средней группе детей с ОВЗКонспект по речевой деятельности «Описательный рассказ «Белочка» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: закрепить знания детей о том, как звери готовятся.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской и речевой деятельности с детьми 4–5 лет «Путешествие со Светлячком» Цель: Повторение и закрепление пройденного материала Задачи: Образовательные: • формировать умение различать и называть времена года, их.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование и функционирование речевой деятельности
Опубликовано: 23 мая 2023 в 06:13
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование и функционирование речевой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Полина Жарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД