Алёна Кондрашина
Формирование гражданской идентичности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование гражданской идентичности у детей старшего дошкольного возраста
Важнейшим процессом формирования гражданской идентичности у детей дошкольного возраста являются: формирование патриотизма как важнейшего качества личности, заключающее в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, стране, народу.
В дошкольном возрасте важной особенностью формирования основ гражданской идентичности является акцентированная опора на эмоциональную сферу ребенка, развитие положительных мотивов и эмоций, потребностей в самореализации, связанных с гражданской идентичностью.
Публикация «Формирование гражданской идентичности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Формирование гражданской идентичности в дошкольном возрасте – процесс сложный и продолжительный. Работа должна планироваться системно во всех возрастах и в разных направлениях: воспитание любви к близким, малой Родине, своей стране. Таким образом, для формирования гражданской идентичности у дошкольников нам нужно использовать различные формы и методы организации деятельности детей.
Методы воздействия на интеллектуальную сферу используются для формирования взглядов, понятий, установок. Это методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего.
Методы убеждения: внушение, разъяснение, рассказ, беседа/лекции, диспуты, пример. При методе воздействия на интеллектуальную сферу важно показать последствия поступков.
Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование - методы, в основе которых лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены одобрение и осуждение.
Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение и связанные с ним приемы аттракции.
Наряду с понятием «метод воспитания» в теории и практике воспитания применяются понятия «прием» и «средство воспитания». Но если понятие метода используется на теоретическом уровне, то в практике воспитательной деятельности методы воспитания проявляются через приемы.
Прием как элемент метода и, соответственно, фрагмент деятельности состоит из системы наиболее рациональных действий. При помощи приема не решается вся задача, а лишь какой-то ее этап, какая-то ее часть. Прием и метод соотносятся как часть и целое.
Художественные средства. Формирование у детей представлений и чувств. Чтение художественной литературы на военную и патриотическую тематику, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций и т. д.
Природные средства Формирование уверенности собственной значимости в части окружающего мира. Экскурсии, туристические походы и т. д.
Социальные средства Семья оказывает огромное влияние на формирование моральных установок, окружающая обстановка активизирует весь механизм формирования гражданской идентичности и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.
Таким образом, мы видим, насколько обширен выбор средств и приемов для формирования гражданской идентичности детей дошкольного возраста.
Благодаря этому педагог может всесторонне воздействовать на воспитанников получая при этом максимальный результат.