Олеся Ананьева
Формирование графомоторных навыков у дошкольников
▼ Скачать
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной го-товности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты па-мять и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испыты-вают серьезные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включаю-щий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зритель-ного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточ-ное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Публикация «Формирование графомоторных навыков у дошкольников» размещена в разделах
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой боль-шинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до по-ступления в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.
При нормальном развитии работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж паль-чиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопро-вождаемые стихотворным текстом (например «Сорока», не забывать о развитии эле-ментарных навыков самообслуживания : застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклепок, завязывание шнурков и так далее. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важ-ной частью подготовки к школе.
Графомоторные навыки включают в себя :
1. Мелкая мускулатура пальцев
- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.
2. Зрительный анализ и синтез
- Упражнения на определение правых и левых частей тела.
- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
- Задания с условиями по выбору нужных направлений.
3. Рисование
- Занятия по штриховке по контуру, обводка.
- Срисовывание геометрических фигур.
- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
- дорисовывание незаконченных рисунков;
- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изоб-ражения, но с недостающими деталями);
- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии ре-альности сюжета и деталей.
- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
4. Графическая символика
- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предме-тов (изображение их с помощью символов).
Этапы формирования графомоторных навыков.
Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:
- В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку.
- В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содер-жимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.
- В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.
- Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего воз-раста.
Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобрази-тельно-графического навыка,формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:
- зрительного восприятия;
- произвольной графической активности;
- зрительно-моторной координации.
Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков письма, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оп-тимальной концентрации и распределения внимания. Коррекция тонкой координации движений ведется в двух направлениях – развитие графомоторных навыков и овладение графической символизацией. И в этом случае коррекционный процесс также продолжа-ется в других видах деятельности с детьми. Коррекционная работа по развитию коор-динации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом пес-ке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, теневым театром; обведе-ние трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания ри-сунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»).
«Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точ-ность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вы-рабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без то-го, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им мож-но манипулировать.
Игры для развития графомоторных навыков для детей с ОВЗ
Упражнения для развития и совершенствования графомоторных навыков.
«Продолжи узор» (И. Ткачева «От линии к линии») : в данном пособии предлага-ются различные узоры (имитация тетради в клеточку, которые выполняются отдельно правой или левой рукой, а также двумя руками одновременно при работе двумя руками можно рассчитывать на гармоничное, сбалансированное развитие как тонко координи-рованных движений рук ребенка, так и обоих полушарий головного мозга (образцы узо-ров см. Приложение 1).
«Рисование по клеточкам» (Л. Морозова «Нарисуй-ка». Клеточка за клеточкой») : интересные графические диктанты учат ребенка ориентироваться по тетради и по кле-точкам, способствуют развитию восприятия, мышления, произвольного внимания (см. Приложение 2).
«Лабиринты» (Г. М. Зегебарт «Не просто лабиринты») : в ходе игры «Лабиринты» у детей развиваются внимание и память, мышление и воображение, формируются гра-фомоторные навыки, произвольность, появляется упорство в достижении цели, что важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
(работать с лабиринтом можно непосредственно на бумажном бланке или вставить его в прозрачный пластиковый уголок, файл)
Данные «Лабиринты» — особенные, дополненные новыми заданиями и разделен-ные на несколько самостоятельных этапов; предназначено для детей 5-12 лет и содержит три комплекта заданий:
Комплект № 1. «Нарисуй дорогу». Задача ребенка — найти путь следования меж-ду двумя точками лабиринта. В комплект входят шестнадцать постепенно усложняю-щихся лабиринтов.
Комплект № 2. «Создай картинку». Задача ребенка — сравнить получившуюся траекторию движения с образцом (эталоном, дорисовать присутствующие на образце детали, в результате чего должна получиться картинка — символическое изображение птенца, елочки, кенгуру и пр. Комплект представлен двенадцатью лабиринтами разной степени сложности и двумя типами эталонов.
Комплект № 3. «Построй лабиринт». Задача ребенка — скопировать с образца на сетку символическое изображение-картинку, а затем внутри контура этого изображения самостоятельно построить лабиринт. Комплект состоит из четырех картинок.
Пальчиковая гимнастика – это очень полезная программа для развития моторики у детей разного возраста. Также она способствует развитию речи.
Подобранный комплекс пальчиковых игр апробирован с детьми и дал положи-тельные результаты в совершенствовании графомоторных навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Пальчиковая гимнастика в стихах. "Цветы"
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Распускают лепесточки, (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)
Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)
Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо) Наши красные цве-точки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки) Закрывают лепе-сточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются) Они тихо засыпают, и голов-кою кивают.