Наталья Печенкина
Формирование функциональной грамотности у детей с ТНР в условиях цифровой образовательной среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос внедрения информационных технологий в дошкольные учреждения очень актуальный. Речь идет о цифровизации дошкольных учреждений как самостоятельного процесса и модернизации системы образования в рамках процесса системы образования. Информатизация системы образования требует иных подходов, форм и средств работы с воспитанниками, предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетенции, что нормативно закреплено в Профессиональном стандарте педагога.
Публикация «Формирование функциональной грамотности у детей с ТНР в условиях цифровой образовательной среды в ДОУ» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Оформление детских садов
- Темочки
Согласно ФГОС ДО, педагогические работники, реализующие образовательную программу, должны владеть ИКТ-технологиями, необходимыми для создания условий развития детей.
Уникальность данных технологий в том, что современный ребенок – дошкольник, относится к поколению, не мыслящему своей жизни без гаджетов, так как дети уже на интуитивном уровне владеют новыми технологиями, которые вошли в их сознание, способы поведения и социализации.
Использование данной технологии позволяет, доступно, ярко, образно преподносить дошкольникам информацию в игровой форме, что соответствует наглядно – образному мышлению детей дошкольного возраста и отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре, также развивать у дошкольников познавательную активность и повышать мотивацию к коррекционному процессу.
Уже более десяти лет в ДОО в работе с детьми применяются информационные технологии. За этот значительный период существенно изменился спектр оборудования, которое эксплуатируется в дошкольных организациях города в рамках реализации образовательных, адаптированных и дополнительных образовательных программ ДОО.
В настоящий момент исследования в области возможностей применения информационных технологий в коррекционно-образовательном процессе детского сада продолжаются. В исследовании Лизуновой Л. Р., например, доказано, что опосредованная компьютером деятельность создает благоприятную основу для развития не только речевых функций, но и обобщающей функции мышления за счет знаково-символического характера этой деятельности. Наибольшую ценность при этом представляет взаимодействие ребенка с информационными развивающими технологиями открытого (творческого) типа.
Ценно, что информационные технологии позволяют моделировать совершенно новые ситуации, демонстрация которых затруднена или невозможна другими средствами.
В работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи мы используем, робототехнический набор MatataLab. Обучающий набор MatataLab - это комплект дидактических альбомов, программируемое цифровое устройство, панель с управляющей башней, блоки программирования и дополнительные детали для организации работы с набором, позволяющий в доступной для дошкольников форме организовать изучение основ алгоритмики и программирования. Отличительной особенностью набора является отсутствие необходимости использовать компьютер или мобильное устройство для программирования.
MatataLab используется нами как средство развития логического мышления и изучения программирования во время игры. Дети познают мир посредством игры, а набор MatataLab позволяет обучаться в игровой форме. Эксперименты с MatataLab расширяют умственные и творческие способности, развивают воображение ребенка. Возможности набора позволяют создавать свои квесты и истории, комбинировать их, создавая вокруг стандартных решений всё новые и новые пространства, соревноваться в умении программировать движение робота. Каждое занятие с использованием MatataLab особенное. Как показывает практика, с помощью оригинальных элементов, наполняющих игровое поле, можно легко пробудить в непоседливых ребятишках интерес к познанию, заложить начальные технические навыки, умение работать в команде, а заодно и развить в них творческий подход к делу!
Работая с базовым набором MatataLab, мы самостоятельно разработали игровые поля и задания к ним по темам недели. Нами были использованы практичные и интересные решения, чтобы игра выглядела уникальной и каждый раз новой. Игровые поля и инструкции по составлению маршрута для робототехнического набора MatataLab разработаны в соответствии с календарно-тематическим планированием для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (образовательная область - речевое развитие). Новизна методических и дидактических разработок заключается в адаптации программируемого пособия MatataLab в образовательный процесс ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей для детей дошкольного возраста. Разработанные нами игровые поля адаптированы для печати: поле для набора MatataLab можно распечатать в формате А3 (размер поля 3*4 клетки, размер клеток будет соответствовать шагу MatataBot, и равен 9*9 см, с интервалом в 1 см). К каждому игровому полю прилагается инструкция по организации НОД с описанием хода занятия, предлагаемыми детям вопросами и вариантами составления программы.
Таким образом, внедрение нового оборудования действительно способствует насыщению коррекционного пространства, что отражается в свободном общение взрослого и ребенка или ребенка и других детей, когда «умный» предмет поддерживает человеческий, личностный интерес участников игры друг к другу. Сохранение подхода к «детским» видам деятельности. Техническая сторона с объектом не затруднительна, поэтому ребёнок может работать самостоятельно, а роль педагога уходит на второй план.