Получи документы

Формирование фонематического слуха у детей старшей группы через систему специальных игр и игровых упражнений

Ольга Сквознякова
Формирование фонематического слуха у детей старшей группы через систему специальных игр и игровых упражнений
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, которая стоит перед педагогами дошкольного учреждения.

На своем опыте убедилась, что использование игр, игровых упражнений в работе с детьми повышают качество формирования фонематического восприятия и подготовки к обучению в школе.

Хочу познакомить с некоторыми дидактическими играми и упражнениями, которые использую в своей работе по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Формирование фонематического слуха у детей старшей группы через систему специальных игр и игровых упражнений» размещена в разделах

Игры на различение слов, близких по звуковому составу

«Найди пару»

«Цепочка»

«Послушай и скажи, что нарисовано»

«Выложи картинки в той же последовательности»

«Хлопни, если неправильно»

«Звук заблудился»

«Подскажи словечко!»

«Найди пару»

В верхней половине диска размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая – на пустой кружок внизу, на который нужно поместить картинку с предметом, сходным по звучанию. Подчеркнуть голосом сходство и различие.

Игры на дифференциацию слогов и фонем

«Назови по порядку слоги»

«Глухой телефон»

«Что лишнее?»

«Подними гласный звук, который произнесу»

«Пропой только этот звук»

«Разноцветные квадраты»

«Назови по порядку слоги»

Воспитатель произносит слово, дети говорят: какой слог 1-й, какой – 2-й. Например: САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС). Произнося слова по слогам, дети на каждый слог делают хлопок в ладоши.

«Глухой телефон»

Воспитатель тихо «на ушко» говорит слог первому ребёнку, а он шепчет этот слог на ухо следующему и т. д. Последний ребёнок говорит слог вслух.

«Подними гласный звук, который произнесу»

Игры на определение количества слогов в словах разной сложности

«Отбей слоги мячом»

«Поезд»

«Кубик»

«Отгадай, что задумано»

«Магазин»

«Разложи фрукты и овощи в вазу»

«Отбей слоги мячом»

Ребенок называет слово в рамках лексической темы, а затем, отбивая мячом об пол, делит его на части.

«Поезд»

В первом вагоне поезда «размещаются» слова-картинки из одного слога, во втором- из двух слогов, в третьем- из трех слогов. Нужно разложить картинки по вагонам.

«Кубик»

На гранях кубика предметные картинки. Дети бросают кубик и прохлопывают слово

Игры и задания на фонематический анализ открытых и закрытых

Слогов

«Живые слоги»

«Назови только гласный звук слога»

«Какой первый (второй) звук слога?»

«Прочитай слог по символам, измени порядок звуков в слоге»

«Живые слоги»

Двум детям даются символы гласного и согласного звуков. «Звуки» (дети) встают рядом. Каждый произносит свой звук по порядку слева направо. «Какой слог получился из звуков?» Затем дети меняются местами

Игры на выделение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова).

«Цепочка слов»

«Прочитай слово по первым звукам»

«Измени первый звук слова»

«Найди на картинке слово с заданным звуком»

«Светофор»

«Цепочка слов»

Играют 4-6 детей. У каждого одинаковое количество карточек. Начинает выкладывать цепочку тот, у кого звездочка на карточке. Следующую картинку прикладывает ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово- название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.

«Найди на картинке слово с данным звуком»

На сюжетной картинке найти слово с заданным звуком, выделить его голосом, определить место звука в слове (начало, середина, конец).

«Светофор»

«Подбери и раскрась картинки

на заданный звук»

Раскрасить синим цветом картинки, названия которых начинаются со звука [Ш] : шапка, шарф, санки, стакан, жук, кошка.

На протяжении всей работы у детей прослеживался повышенный интерес и желание играть, обучаться.

Анализируя проведённую работу с детьми, сделала вывод, что использование игр и игровых упражнений способствует достаточной сформированности фонематического восприятия, что положительно влияет на развитие фонематической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова, а в дальнейшем качественного чтения и письма.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы. Дидактические игры и игровые упражнения рекомендуется проводить.

Картотека игровых упражнений на прогулке для детей 5–7 лет Игровые упражнения для детей 5- 7 лет. 1. «Ловкие ребята». Играющие распределяются на тройки и встают треугольником (расстояние между детьми.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста «Путешествие на самолёте»Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста «Путешествие на самолёте» «Путешествие на самолёте». Тема: Звуки С-СЬ. Цель: -Закреплять правильное произношение звуков С-Сь в изолированном виде, в словах. -Учить.

Занятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группе Цель: -Закрепить у детей правильное произношение звука [ Ш ]. -Развивать фонематический слух -Упражнять в образовании глаголов при помощи.

«Звуки [л]-[л’]». Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей 4–5 лет«Звуки [л]-[л’]». Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей 4–5 лет Цель: - Закрепить правильное произношение звуков л-ль в речи - Учить дифференцировать изучаемые звуки. Оборудование: картинки мальчик.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование фонематического слуха у детей старшей группы через систему специальных игр и игровых упражнений
Опубликовано: 13 мая 2023 в 07:57
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование фонематического слуха у детей старшей группы через систему специальных игр и игровых упражнений» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сквознякова (УИ 182304) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД