Ольга Сквознякова
Формирование фонематического слуха у детей старшей группы через систему специальных игр и игровых упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, которая стоит перед педагогами дошкольного учреждения.
На своем опыте убедилась, что использование игр, игровых упражнений в работе с детьми повышают качество формирования фонематического восприятия и подготовки к обучению в школе.
Хочу познакомить с некоторыми дидактическими играми и упражнениями, которые использую в своей работе по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Формирование фонематического слуха у детей старшей группы через систему специальных игр и игровых упражнений» размещена в разделах
Игры на различение слов, близких по звуковому составу
«Найди пару»
«Цепочка»
«Послушай и скажи, что нарисовано»
«Выложи картинки в той же последовательности»
«Хлопни, если неправильно»
«Звук заблудился»
«Подскажи словечко!»
«Найди пару»
В верхней половине диска размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая – на пустой кружок внизу, на который нужно поместить картинку с предметом, сходным по звучанию. Подчеркнуть голосом сходство и различие.
Игры на дифференциацию слогов и фонем
«Назови по порядку слоги»
«Глухой телефон»
«Что лишнее?»
«Подними гласный звук, который произнесу»
«Пропой только этот звук»
«Разноцветные квадраты»
«Назови по порядку слоги»
Воспитатель произносит слово, дети говорят: какой слог 1-й, какой – 2-й. Например: САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС). Произнося слова по слогам, дети на каждый слог делают хлопок в ладоши.
«Глухой телефон»
Воспитатель тихо «на ушко» говорит слог первому ребёнку, а он шепчет этот слог на ухо следующему и т. д. Последний ребёнок говорит слог вслух.
«Подними гласный звук, который произнесу»
Игры на определение количества слогов в словах разной сложности
«Отбей слоги мячом»
«Поезд»
«Кубик»
«Отгадай, что задумано»
«Магазин»
«Разложи фрукты и овощи в вазу»
«Отбей слоги мячом»
Ребенок называет слово в рамках лексической темы, а затем, отбивая мячом об пол, делит его на части.
«Поезд»
В первом вагоне поезда «размещаются» слова-картинки из одного слога, во втором- из двух слогов, в третьем- из трех слогов. Нужно разложить картинки по вагонам.
«Кубик»
На гранях кубика предметные картинки. Дети бросают кубик и прохлопывают слово
Игры и задания на фонематический анализ открытых и закрытых
Слогов
«Живые слоги»
«Назови только гласный звук слога»
«Какой первый (второй) звук слога?»
«Прочитай слог по символам, измени порядок звуков в слоге»
«Живые слоги»
Двум детям даются символы гласного и согласного звуков. «Звуки» (дети) встают рядом. Каждый произносит свой звук по порядку слева направо. «Какой слог получился из звуков?» Затем дети меняются местами
Игры на выделение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова).
«Цепочка слов»
«Прочитай слово по первым звукам»
«Измени первый звук слова»
«Найди на картинке слово с заданным звуком»
«Светофор»
«Цепочка слов»
Играют 4-6 детей. У каждого одинаковое количество карточек. Начинает выкладывать цепочку тот, у кого звездочка на карточке. Следующую картинку прикладывает ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово- название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.
«Найди на картинке слово с данным звуком»
На сюжетной картинке найти слово с заданным звуком, выделить его голосом, определить место звука в слове (начало, середина, конец).
«Светофор»
«Подбери и раскрась картинки
на заданный звук»
Раскрасить синим цветом картинки, названия которых начинаются со звука [Ш] : шапка, шарф, санки, стакан, жук, кошка.
На протяжении всей работы у детей прослеживался повышенный интерес и желание играть, обучаться.
Анализируя проведённую работу с детьми, сделала вывод, что использование игр и игровых упражнений способствует достаточной сформированности фонематического восприятия, что положительно влияет на развитие фонематической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова, а в дальнейшем качественного чтения и письма.