Марина Ковалёва
Формирование фонематического слуха и подготовка к обучению грамоте детей 4–5 лет
▼ Скачать +Заказ
Формирование фонематического слуха и подготовка к обучению грамоте
детей 4-5 лет
ТЕМА: «Звуки вокруг нас»
ЗАДАЧИ:
Обучающие :
- формирование умение детей вслушиваться в окружающие звуки, дифференцировать их на слух;
- учить изменять силу голоса;
Коррекционно - развивающие:
- развивать фонематический и речевой слух;
- развивать слуховое и зрительное восприятие;
Публикация «Формирование фонематического слуха и подготовка к обучению грамоте детей 4–5 лет» размещена в разделах
- формировать мыслительные операции, развитие речи.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её;
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать навык общения.
МАТЕРИАЛ: индивидуальные зеркала, контуры предметных картинок
(перечислены далее); предметы: бумага, дудочка, колокольчик, собака, самолет, тетрадь (на каждого ребёнка, цветные карандаши (на каждого ребёнка).
Эмоциональный настрой.
1. Игра - формула «Все будет хорошо», (настроить на спокойный ритм, поднять
настроение).
Дети сидят на стульчиках, приняв удобную позу, закрыв глаза. Педагог
произносит фразы спокойным голосом.
- В небе солнышко взошло (сделать вдох, руки вверх).
- И всем улыбнулось (выдох - руки опустить вниз).
- Никому из нас больше не взгрустнулось.
- У нас все будет хорошо.
- Никто не будет ссориться и грустить.
- Всем нам будет интересно.
- Откройте глазки, подойдите ко мне.
2.
Дети стоят вокруг педагога.
- Послушайте стихотворение.
Мы умеем удивляться.
Мы умеем огорчаться.
Мы умеем улыбаться
Петь и танцевать. Во время чтения стихотворения педагог показывает пиктограммы с изображением эмоционального состояния Петрушки.
- Посмотрите в зеркало и улыбнитесь, огорчитесь, удивитесь вместе с Петрушкой.
- Спойте песенку а-а-а, о-о-о, ля-ля-ля. (по подражанию)
ХОД.
I. Мотивация.
- Ребята, к нам в гости пришла кукла Даша, которая предлагает послушать звуки.
II. Основная часть. Постановка цели занятия (ОО «Речевое развитие»).
1. Вокруг нас много звуков. Предметы звучат по-разному.
- Послушайте, какие звуки окружают нас, кто и как их произносит.
2. Педагог выставляет на полотно предметные картинки, предметы.
- Это самолет. Он гудит: у-у-у. - Как гудит самолет?
- Это комар. Он звенит: з-з-з. - Как звенит комар?
- Это корова. Она мычит: му-му. - Как мычит корова?
- Это жук. Он жужжит: ж-ж-ж. - Как жужжит жук? - Это дудочка. На ней можно подудеть: ду-ду-ду.
- Это бумага (фольга). Она шуршит.
- Это собака, Она лает: аф-аф-аф. - Как лает собака? - Это колокольчик. Он звенит.
- Это дождь. Он шумит: кап, кап, кап. - Как капает дождь?
- Это погремушка. Она гремит.
3. Д/и «Отгадайте, что (кто) это?»
- Закройте глаза и отгадайте, кто издает эти звуки.
Поочередно издаются звуки - подражания гула самолета, жужжания жука, звон колокольчика, игра на различных муз. инструментах и т. д. Отгадавшему дается право поиграть на инструменте, произнести звуки - подражания.
III. Физ. минутка (ОО «Физическое развитие»).
Имитация движения - летит самолет и гудит - у-у-у; едет поезд - чух-чух-чух.
Мишка по лесу гулял, (хождение по группе).
И цветочки собирал (наклоны вперед) Наступил на шишку (остановились)
Заревел наш мишка: э-э-э.
IV Закрепление (ОО «Речевое развитие»).
У каждого ребенка картинка с контурным изображением предметов: собаки, жука, коровы, дождя, дудочки.
- Отгадайте, что (кто) это?
- Как эти предметы издают звуки?
- Произнесите громко (тихо).
V Работа в тетрадях (ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие»).
У детей в тетрадях улыбающееся солнышко, солнышко за тучей.
- Нарисуйте лучики веселому солнышку, дорисуйте дождик из тучки.
VI. Итог (ОО «Речевое развитие») :
- Кукла Даша хочет вас похвалить. Сегодня вы хорошо занимались, внимательно слушали, не перебивали товарищей, помогали друг другу правильно выполнять задание.
- Вспомните, какие звуки звучали вокруг вас? Произнесите их.
- Встаньте в круг, возьмите друг друга за руки.
- Пожмите друг другу руки, посмотрите в глаза, улыбнитесь, скажите друг-другу «до свидания».