Антонина Мазурова
Формирование физического здоровья детей через приобщение к народным играм
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование физического здоровья детей через приобщение к народным играм
В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребенка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста, закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Дошкольники с большим удовольствием занимаются физической культурой. Особенный интерес вызывают у них различного вида игры: начиная от народных игр и заканчивая сложными играми.
Публикация «Формирование физического здоровья детей через приобщение к народным играм» размещена в разделах
Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствова-нию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Они проводятся зимой и летом на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.
Народные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, в то же время, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания, например, развитию скоростно-силовых качеств.
Роль народных игр в формировании физического здоровья до-школьников :
Совершенствуют двигательные навыки.
Укрепляют здоровье, улучшают осанку.
Приобщают к самостоятельным занятиям физической культурой
Развивают силу, выносливость, ловкость, координацию, сообразительность.
Вырабатывают волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолевать трудности.
Развивают творческие способности, самостоятельность.
Формируют честность, дисциплинированность, справедливость.
Помогают познавать мир.
Поэтому грамотное использование русских народных игр на уроках физической культуры не только полезно для детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку правильное “включение” элементов игр в процесс физического воспитания активно способствует гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся.
Подбор и планирование народных игр
Подбор и планирование подвижных игр осуществляются в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду». При этом учитываются: общий уровень физического и умственного здоровья детей, развитие их двигательных умений, состояние здоровья каждого ребенка, интересы детей. Первое требование, которым надо руководствоваться при отборе народных игр, - соответствие содержания игровых действий, правил возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового. Очень важно планировать подвижные игры на весь год, месяц, и на ближайшую неделю. В программе предусмотрено примерно 25 подвижных игр на разные виды движений: бег, прыжки, метание, лазанье, а также игры на ориентировку в про-странстве, хороводные и народные игры. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры-эстафеты, при этом разучено 3-4 новые игры. Каждая игра предусматривает обучение, закрепление, упражнение, усложнение и выносится для самостоятельной деятельности детей. При планировании следует подбирать игры, сюжет которых соответствует сезону, а также придерживаться тематического планирования.
Этапы проведения народной подвижной игры
составление плана игры.
Подготовка игры педагогом (продумывание правил и их объяснения, разучивание текстов, подготовка оборудования и материалов);
эмоциональный настрой детей на игру;
точное, краткое, заинтересовывающее детей объяснение правил
проигрывание игры с обязательным участием педагога
2-3 повторения игры на одном занятии;
закрепление игры на последующих занятиях с напоминанием основных правил;
введение новых вариантов игры на основе уже хорошо знакомой (в т. ч. придумывание вариантов игры вместе с детьми).
Варьирование народных подвижных игр
Систематическое использование вариантов игр содействует воспита-нию у детей возможности разностороннего применения приобретаемых ими навыков движений, совершенствованию физических качеств, навыков общения с предметами, развитию внимания, наблюдательности, пространственных ориентировок.
Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:
- увеличивать дозировку
- усложнить двигательное содержание
- изменить размещение играющих на площадке
- сменить сигнал
- провести игру в нестандартных условиях
- усложнить правила
Народные подвижные игры в режиме дня
На прогулке.
На утренней гимнастике.
На физкультурных занятиях.
Во время праздников и досугов.
В качестве физкультминуток на других занятиях.
В паузах между занятий (двигательная разминка).
Классификация народных игр. (Реализация национального регионального компонента)
Элементарные
сюжетные,
бессюжетные
сложные
с элементами спортивных игр
В сюжетных играх выполняемые движения носят в основном имита-ционный характер. Игровые действия связаны с развитием сюжета и с ро-лью, которую выполняет ребенок. Детей увлекают игровые образы, некоторые особенности поведения животных, наиболее характерные моменты выполнения трудовых действий людьми разных профессий, особенности движений различных транспортных средств и служат основой для развертывания сюжета. В некоторых сюжетных играх действия играющих определяются текстом («Курочка-хохлатка», «Зайцы и волк», «У медведя во бору», «Кошки-мышки» и др.).
Бессюжетные подвижные игры не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры, также как и сюжетные, основаны на простых движениях, выполнении конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.
Бессюжетные подвижные игры подразделяются на:
- игры типа перебежек, ловишек и т. п. ;
- игры с элементами соревнования («Чье звено скорее построится», т. п.);
- несложные игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч»);
- игры с предметами (мячи, обручи, скакалки);
- игры-забавы, аттракционы;
- хороводные игры.
СЛОЖНЫЕ – игры с элементами спортивных игр
Волейбол, Баскетбол, Футбол, Хоккей, Бадминтон, Городки, Настольный теннис
Также подвижные игры можно классифицировать по тем двигательным качествам, которые они развивают:
На силу, На ловкость, На быстроту, На гибкость, На выносливость
Принято деление игр по степени вызываемого у детей мышечного на-пряжения: на игры: большой, средней и малой степени подвижности. Игры большой подвижности – участвует вся группа (бег, прыжки, «Ловишки», «Пятнашки»); средней подвижности – активно участвует вся группа, но характер движений относительно спокойный (ходьба, передача предметов); малой подвижности – движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна (игра с ходьбой, игры на внимание: «Стоп!», «Морская фигура», «Найди и промолчи»).
Перед дошкольными учреждениями стоят важные задачи развития двигательной активности и оздоровления детей. Для обеспечения достаточ-ной двигательной активности детей в режиме дня необходимо ежедневно планировать и проводить подвижные игры не только на физкультурных занятиях, но и прогулках, физкультминутках, паузах между занятий, на утренней гимнастике.
Народные игры – одно из основных средств формирования физического здоровья детей!