Марина Гуменюк
Формирование финансовой грамотности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Мы можем не суметь подготовить будущее для наших детей,
но мы точно можем подготовить наших детей к будущему!»
— Франклин Рузвельт
По ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Ребенок приходит в этот мир беспомощным и незащищенным. Его жизнь всецело зависит от того, как взрослые подготовят его к этой самой жизни.
От того, как дети будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире, какое становление они обретут, будет обусловлено наше будущее и будущее нашей страны.
Публикация «Формирование финансовой грамотности дошкольников» размещена в разделах
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - новое направлением сфере дошкольного преподавания, поскольку финансовое образование - глобальная социальная проблема, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. А грамотное отношение к деньгам и опыт использования финансовых продуктов с дошкольного возраста открывают хорошие перспективы для детей в будущем.
Современные условия жизни диктуют нам необходимость включения в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования основ экономического воспитания. Дети, зачастую, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями в магазин за покупками, сталкиваются с рекламой, при этом, не ведая того, получают первоначальное экономическое представление о финансовой грамотности.
Самые фундаментальные азы по финансовой грамотности дошкольников необходимо закладывать с раннего возраста. Финансовая грамотность позволит ребенку быть успешным во взрослой жизни, грамотно вести свой бюджет. Освоение финансовой грамотности в дошкольном детстве - это необходимая реальность современного мира.
Формирование финансовой грамотности делает ребенка-дошкольника ближе к реальной жизни, активирует экономическое мышление, позволяет приобретать качества, которые присущи настоящему человеку.
Актуальность введения в дошкольные образовательные учреждения финансово-экономической грамотности состоит в том, чтобы сформировать полезные привычки в области финансов с раннего детства, что позволит избежать многочисленных ошибок в процессе взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и грамотно вести свой бюджет.
Говоря о финансовой грамотности, мы имеем в виду воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения в будущем.
Финансовая грамотность на каждом шагу, она во всем, в каждом движении. Через разные виды игр, чтение сказок, театральные постановки, беседы, ситуации проблемно-поискового плана, занятия, наблюдения дети познают простейшие операции этой на первый взгляд сложной науки.
Финансовая грамотность состоит из умения зарабатывать, умения тратить деньги, умения экономить, умения учитывать, умения планировать…
С точки зрения включения финансовой грамотности в воспитательно-образовательный процесс дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет, речь не идет и не может идти о полновесных знаниях, умениях или навыках разумного обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным относительно заложения таких индивидуально- психологических особенностей личности как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово грамотной личности. Эти свойства напрямую влияют на успешность принимаемых взрослым человеком решений в будущем.
Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, взрослые должны объяснить детям следующие финансовые вопросы :
1. Что такое деньги
2. Где их берут
3. Как ими правильно пользоваться
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства можно заработать только собственным трудом.
Очень важно дать ребенку понять, что абсолютно любой товар имеет свою стоимость и как она складывается.
Деньги – это универсальное средство обмена различных товаров и услуг между собой, а также мера измерения. Деньги бывают бумажные и называются купюрами, еще есть металлические, железные деньги, их название - монеты.
Сейчас деньги выполняют много функций:
- Средство платежей. С помощью денег можно оплатить товар, деньги- универсальный товар, который можно обменять на все, что угодно.
- Оценка труда людей. Выдается в виде зарплаты (честно, достойно, повседневным трудом).
- Средство создания накоплений. Денежные знаки можно сохранить на счете в банке, накопить. Такой запас может храниться долгое время, даже принести прибыль.
Ребенку нужно понять, что доход – это результат труда. За работу человек получают зарплату, бабушка и дедушка получают пенсию, за хорошую учебу студенты получают стипендию, все полученные деньги называются нашим доходом, что является семейным бюджетом. Очень важным для ребенка является научиться правилам использования денежных средств. Даже при хорошей работе и хорошей зарплате, надо стремиться к большему, создавать “подушку безопасности”, пассивный доход и так далее. Для счастливой семейной жизни, помимо всего прочего, необходимо ещё и финансовое благополучие, умение правильно вести семейный бюджет.
Дошкольнику нужно понять, что трата всех заработанных денег - это неправильно. Нужно учить его делить доходы и накопления: часть можно потратить (это постоянные платежи за услуги ЖКХ, детский сад, электроэнергию, газ, воду; расходы на питание, одежду, транспорт, культурные и бытовые нужды, часть-отложить (свободные деньги). Умению экономить нужно учить с малого возраста. Чем лучше получается экономить, тем больше получается откладывать и это напрямую влияет на весь бюджет семьи.
Таким образом, взвешенная и разумная ориентация на деньги и траты, умение планировать, способность разными способами обеспечивать прирост средств, не тратить больше заработанного - вот слагаемые финансовой свободы. И её фундамент - финансовая грамотность и осознанность, которые, в идеале, должны быть заложены уже в детстве.
В образовательной деятельности с воспитанниками можно использовать следующие методы и приемы: организованная образовательная деятельность, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывает интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные практические, игровые задачи. Проводятся экскурсии, беседы, с целью знакомства с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, сказок, пословиц и поговорок.
Выше перечисленные методы и приемы помогают сформировать предпосылки финансовой грамотности детей.
На сегодняшний день обучать ребёнка основам финансового образования - это как обучать навыкам выживания. Чем он лучше знает с денежные и экономические отношения, тем более успешно может быть сложена его жизнь.
Использованная литература
1. Азбука бережливости для дошкольников / авт. -сост. И. П. Рословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с.
2. Галкина Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста : учеб. пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск, 2006. – 98 с.
3. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты» - Электронный ресурс: https://www.fingram39.ru/materials/materialy-dlya-doshkolnikov/
4. Семенкова Е. В., Стахович Л. В., Рыжановская Л. Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс, 2019
5. Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.