Монастырева Виктория
Формирование финансовой грамотности детей старшего возраста посредством интерактивных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с основами финансовой грамотности.
Задачи: Познакомить детей с экономическим понятием "потребность", закрепить представления детей о финансовых понятиях: деньги, семейный бюджет, доход и расход; закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческой и игровой ситуации; выделять слова и действия, относящиеся к финансовой грамотности. Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; развивать речь, обогащать словарный запас; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение. Воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности; воспитывать отзывчивость, желание помогать; воспитывать умение работать в коллективе.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня число экономических понятий (ликвидность, реклама, доход, прибыль, процент по вкладу, акция и др., с которыми мы сталкиваемся повседневно, неуклонно растет. Поэтому важно говорить о системе экономического образования в России, искать эффективные пути формирования основ финансовой грамотности подрастающего поколения.
Для эффективного решения этого вопроса, основы финансовый грамотности должны закладываться с дошкольного возраста, о чем свидетельствуют государственные документы (ФГОС ДО, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). Авторы исследований, посвященных различным аспектам формирования основ финансовой грамотности экономического воспитания дошкольников (Е. А. Азовская, Н. Л. Беляева, И. Б. Бичева, В. Н. Гнездилова, Т. И. Горная, О. А. Грачева, Е. В. Губарькова, К. Т. Жеенкулова, Т. А. Зиновьева, Е. В. Михайлова, Е. А. Сидякина, Т. Г. Ханова и др.) утверждают, что именно в дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.
Для организации более эффективной работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников необходимо использовать различные формы, методы и средства организации этой работы, где игра занимает особое место.
Л. Ю. Карнаухова, под «Финансовой грамотностью понимает организованную педагогическую деятельность, специально продуманную систему работы, направленную на формирование экономических представлений старших дошкольников».
И. Б. Бичева считает, что наиболее благоприятным возрастом для формирования основ финансовой грамотности является старший дошкольный возраст. Специфика формирования финансовых представлений в этом возрасте определяется особенностями развития детей в этот период, их высокой эмоциональной отзывчивостью, наглядно-образным мышлением.
Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению.
Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом.
Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель — воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ:- помочь детям 5-7 лет войти в социально-экономическую жизнь общества;- научить осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»;- признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры взаимопомощи, поддержки и т. п.);- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, - корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации; - применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Особенности формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности К. Т. Жеенкулова отмечает: «Сделать экономику понятной помогут игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно- ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.»[18] Использование игры в педагогических целях лишь усиливает социальный аспект данной деятельности. В данном контексте мы рассматриваем формирование основ финансовой грамотности посредством сюжетно-ролевых игр. Игра способствует приобщению ребенка к миру финансов, делает экономику доступной для ребенка наукой. Решая ситуации, ребенок на игровом уровне приобретает опыт элементарных экономических отношений, учится ориентироваться в социально-нравственных отношениях, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию.
Формирование финансовой грамотности у дошкольников предусматривает понимание следующих категорий:
«Труд и продукт (товар)»;
«Деньги и цена (стоимость)»;
«Реклама»: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности;
«Полезные экономические навыки в быту»
Труд — основная деятельность человека, источник средств для его существования.
Каждый человек имеет свою профессию (врач, строитель, педагог, космонавт, инженер, бизнесмен, банкир, рекламный агент, программист и др.).
Знакомство с людьми разных профессий воспитывает уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение к труду вообще. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия — великое благо, которым следует дорожить.
Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет,
изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижет людей и т. п.).
Знакомство детей с профессиями
помогает игра «Доскажи словечко»
Поезд водит… (машинист)
Пашет поле … (тракторист)
В школе учит нас … (учитель)
Строит здания ….(строитель)
Красит стены нам …. (маляр)
Мебель делает (столяр)
Песни нам поет ….(певец)
Торговлей занят (продавец)
Лекарства выдает (аптекарь)
Хлеб печет в пекарне (пекарь)
Пишет красками ….(художник)
Сапоги сошьет …. (сапожник)
Рыбу ловит нам ….(рыбак)
Служит на море (моряк)
В машине возит груз (шофер)
В шахте трудится (шахтер)
В жаркой кузнице….(кузнец)
Кто все знает …. (молодец)
Продукты труда — это мир вещей, который окружает нас. Развитие у дошкольников понимания о результатах труда помогает игра «ПЯТЫЙ ЛИШНИЙ»
Воспитатель знакомит детей с понятиями «доходы» и «расходы».
– Дети, все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом. Зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, стипендия — всё это доходы семьи. К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, подарок денежный на день рождения, находка, дополнительный заработок — продажа с огорода картофеля, яблок. Но в каждой семье есть и расходы.
— Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушки? А знаете ли вы, на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество — всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.
Воспитатель рассматривает с детьми схему «Доход-расход»
.
Игра – диалог «Доход-расход». -
Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Если названное мной является доходом, вы должны громко произнести – «доход», если расходом, громко произносите-«расход».
Папа получил зарплату — Д.
Бабушка заболела — Р.
Выиграли в лотерею — Д.
Потеряли кошелёк — Р.
Продали часть урожая помидор — Д.
Нашли 10 рублей — Д.
Порвались штаны — Р.
Заплатили за воду — Р.
Купили арбуз — Р.
-Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданием.
Воспитатель знакомит детей с понятиями «доходы» и «расходы».
– Дети, все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом. Зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, стипендия — всё это доходы семьи. К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, подарок денежный на день рождения, находка, дополнительный заработок — продажа с огорода картофеля, яблок. Но в каждой семье есть и расходы.
— Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушки? А знаете ли вы, на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество — всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.
Воспитатель рассматривает с детьми схему «Доход-расход».
Игра – диалог «Доход-расход». -
Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Если названное мной является доходом, вы должны громко произнести – «доход», если расходом, громко произносите-«расход».
Папа получил зарплату — Д.
Бабушка заболела — Р.
Выиграли в лотерею — Д.
Потеряли кошелёк — Р.
Продали часть урожая помидор — Д.
Нашли 10 рублей — Д.
Порвались штаны — Р.
Заплатили за воду — Р.
Купили арбуз — Р.
-Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданием.
Воспитатель знакомит детей с понятиями «доходы» и «расходы».
– Дети, все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом. Зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, стипендия — всё это доходы семьи. К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, подарок денежный на день рождения, находка, дополнительный заработок — продажа с огорода картофеля, яблок. Но в каждой семье есть и расходы.
— Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушки? А знаете ли вы, на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество — всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.
Воспитатель рассматривает с детьми схему «Доход-расход».
Игра – диалог «Доход-расход». -
Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Если названное мной является доходом, вы должны громко произнести – «доход», если расходом, громко произносите-«расход».
Папа получил зарплату — Д.
Бабушка заболела — Р.
Выиграли в лотерею — Д.
Потеряли кошелёк — Р.
Продали часть урожая помидор — Д.
Нашли 10 рублей — Д.
Порвались штаны — Р.
Заплатили за воду — Р.
Купили арбуз — Р.
-Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданием.
«Ребята, а сейчас послушайте историю, которая приключилась с одной семьей.
Собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить:
Каждая покупка присоединяется к модели «РАСХОД»
-маме очень хотелось купить новую шубку,
-папа вступил в союз охотников- нужно ружье,
-бабушка заболела – нужны лекарства,
-у дедушки сломались очки – нужны новые
-брат начал заниматься боксом - ему нужны перчатки боксерские,
-сестре - новую куклу.
Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили все деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен, а в почтовом ящике квитанции об оплате за услуги.
Воспитатель: Правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги? Дети: нет! Воспитатель. На что в первую очередь нужно было потратить деньги семье, как вы считаете? Дети: отвечают
Воспитатель. Конечно, ребята, молодцы. Эти расходы называют основными - плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру. А как вы думаете, какие еще покупки мы можем отнести к основным расходам, без чего человек не может обойтись? Ответы детей-
Воспитатель- верно, дети, к основным расходам мы также отнесем покупку продуктов, необходимой одежды, деньги на проезд в транспорте. -А еще, ребята, есть расходы неосновные - это покупки, без которых можно обойтись или купить их в другой раз, когда будут лишние деньги. Например, новые игрушки, сладости, мебель. -Какие неосновные расходы совершила семья экономистов, посмотрите (смотрят на составленную схему? -новая шуба, перчатки, новая кукла.
-Верно, молодцы! Без всех этих покупок семья могла бы пока обойтись, и тогда хватило бы денег на оплату услуг и необходимые товары.
Заключительная часть. – Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать.
- Еще мы с вами узнали, что у каждой семьи есть доходы и расходы.
- кто мне скажет, что такое доходы? А что такое расходы?
- Какие расходы мы называем основными? А неосновными?
- Молодцы, ребята. Вы хорошо работали. Узнали много интересного.
РЕКЛАМА
Приходит письмо от кота Матроскина: «Здравствуйте, дети. Моя корова Мурка дает очень много молока, поэтому мы решили открыть магазин, чтобы радовать всех людей своими продуктами. Но пока торговля не идет. Как быть? Помогите, пожалуйста»
Воспитатель: Ребята, мы можем помочь коту Матроскину?
Дети: Да!
Воспитатель: А как будут называться эти продукты, когда попадут на прилавок?
Дети: Товар.
Воспитатель: А что еще нужно, чтобы хорошо продавались эти продукты?
Дети: Нужна реклама.
Воспитатель: Верно, то есть нужно прорекламировать товар. Так что же такое реклама?
Дети: Это, когда рассказывают о каком – либо товаре.
Воспитатель: Правильно, ребята. Реклама – это объявление. Объявление о каком–то мероприятии или товаре.
Воспитатель: Что можно рекламировать? (продукты, одежду, обувь, книги, игрушки, хозяйственно-бытовые товары, дома, машины и ещё многое другое).
Воспитатель: Реклама также помогает покупателям узнать, где они могут купить нужные им вещи, указывая точный адрес, телефон.
Таким образом можем сделать вывод, что успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы используют воспитатели, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки.