Светлана Тимашева
Формирование естественно-научной компетенции у дошкольников посредством дополнительного образования. Кружок «Хочу все знать»
▼ Скачать +Заказ
В настоящее время подготовка дошкольников к обучению в школе не может проходить без специальных занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей. Русский педагог А. Н. Герд, разрабатывая содержание и структуру первоначального курса естествознания, первым его звеном определил мир природы. Этот предмет вполне доступен и интересен детям. Формирование естественно0научных представлений у детей дошкольного возраста – сложный и длительный процесс, который начинается в раннем детстве и продолжается в течении всего дошкольного периода. Анализ комплексных образовательных программ Т. Н. Дороновой «Радуга», В. И. Логиновой «Детство», региональной программы Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» позволил выявить тот факт, что в них не достаточно раскрыто содержание исследовательско-познавательной деятельности, которая рекомендована временным государственным образовательным стандартом. Экспериментирование указывается только в программе «Детство», но сам процесс не раскрыт, отсутствует логика работы педагога для приобретения ребенком новых знаний, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере.
Публикация «Формирование естественно-научной компетенции у дошкольников посредством дополнительного образования, Кружок „Хочу все знать“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Для решения этой проблемы нами было принято решение об организации дополнительной образовательной услуги познавательного направления – кружка «Хочу все знать».
Целью работы кружка стало :
формирование у ребенка целостной естественно-научной картины мира с опорой на личный опыт и их исследовательскую деятельность.
Для достижения данной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
- сформировать у детей систему знаний об окружающем;
- совершенствовать процессы восприятия, мышления, внимания;
- развивать интерес к творческо-познавательной деятельности;
- сформировать способы самостоятельного познания окружающего.
Для успешного решения поставленных задач нами был составлен план-программа «Формирование естественно-научных представлений и исследовательской деятельности у дошкольников» для детей 4-7 лет (на среднюю, старшую и подготовительную группы детского сада). План – программа включает в себя:
- Учебный план на каждый учебный год.
- Перспективные планы по каждой возрастной группе на учебный год.
-Диагностический пакет, который представляет собой тестовые задания, составленные педагогом С. А. Тимашевой, для выявления у детей уровня знаний, умений и навыков в области естественно-научных представлений. Для проведения тестовых заданий имеются методические рекомендации по проведению элементарных опытов, а также иллюстрированная картотека экспериментов.
В каждом занятии прописаны цели, материалы, проблема, ход занятия, вывод. Изучение свойств материалов происходит по принципу усложнения, а также по принципу учета возрастных особенностей. Согласно возраста оформлена картотека опытов. Материалы систематизированы по блокам. К каждому блоку представлен иллюстрированный материал, мотивирующий детей к самостоятельной исследовательской деятельности.
Удивительный мир природы дети открывают через специально разработанные эвристические беседы, такие как «Почему образуется пар?», «Почему снег тает не равномерно?» и другие: познавательные рассказы «О торфе», «О каменной соли» и другие.
Эмоциональным мотивам занятия является кукла – ученый. Выступающая действующим лицом при проведении занимательных опытов, она задает вопросы и помогает найти ответы. Показывая фокусы и рассказывая их тайны, рассказывает о безопасном поведении в эксперименте и обращает внимание на опасные моменты. В целях соблюдения личной безопасности дети облачаются в специально изготовленную форму : фартук и головной убор.
Модель познавательной деятельности реализуется через адаптированные учебно – игровые методы и приемы, разработанные И. Г. Куликовской:
- экспериментальные игры («Тонет - не тонет», «Хотела галка пить….», «Мыльные пузыри» и другие) позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей:
- действие с магнитом, лупой, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др. позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности:
- наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышении температуры, выпадение росы, и др.) пробуждает интерес к окружающему миру :
- моделирование проблемных ситуаций (например, «Почему вчера снег лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании») способствует умению ставить вопрос и решать задачу:
- использование энциклопедических данных повышает интерес к обсуждаемой проблеме, развивает интеллектуальную рефлексию.
Построение развивающей среды началось с создания лаборатории. Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, формирует у детей уважение к научной деятельности и доверии к науке. Лабораторное пространство группы имеет центр воды и песка. Оборудование и материалы разделены по блокам, каждый блок находится в отдельном ящике, что позволяет легко подготовиться к проведению опытов как воспитателю, так и детям.
Для самостоятельного проведения опытов были разработаны модели – алгоритмы, помогающие детям планировать самостоятельные действия пошагово.
Развитие сенсомоторики, познавательных процессов, любознательности происходит не только через лабораторные игры, но и через следующие виды деятельности:
- коллекции (тканей, бумаги, горючих и не горючих материалов);
- дидактические игры («Маленькие человечки», «Созвездия», «Волшебные очки», «Солнечная система» и другие);
- дидактическое пособие (пять перчаточных человечков с различными органами чувств);
- познавательные энциклопедии («Привычные вещи», «Детская энциклопедия», «1001 вопрос и ответ»)
Данная работа проводилась с детьми средней, старшей и подготовительной групп. Результаты диагностики позволяют говорить нам о том, что к концу подготовительной группы, при условии проведения систематической работы в данном направлении, у детей формируется элементарная система знаний в области естественно-научных представлений. Дети легко могут выдвигать гипотезы, проводить элементарные опыты, формировать выводы.
Список литературы
1. Головнер, В. Удивительные свойства воды [Текст] / В. Головнер, М. Аромштарн // Дошкольное образование. - №27-29. - 2000
2. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э. Куликовская. – Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.
3. Михайлова, З. А. План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду [Текст] / З. А. Михайлова. – СПб. : 1997. – 221 с.
4. Подъяков, Н. Н. Умственное воспитание дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Подъяков. – М. : Просвещение, 1988. – 192 с.
5. Рыжова, Н. А. Воздух-невидимка [Текст] / Н. А. Рыжова. – М. : Просвещение, 1998. – 128 с.